«Логика – смирительная рубашка фантазии» ©

После просмотра картины у меня возник лишь один вопрос: «Собственно говоря, а кто такие инсургенты?» Серьезно! За весь фильм мне так и не рассказали историю об этих странных…людях? О том, что это некое умное слово, обозначающее «восстающий», тоесть повстанец, я узнала лишь когда открыла Google. Я все понимаю, каждый хочет сделать свое произведение загадочным, оставить пищу для размышления, вот только в данном контексте это неуместно. Название ленты, которое не упоминается даже вскользь, подталкивает меня на мысль, что режиссер просто хотел извернуться перед публикой. Но обо всем по порядку.

Повествование фильма начинается во сне главное героини. Душевные терзания из-за прошлых событий крепко отпечатались на психике, обрисовывая кошмарные сны. Тяжелая ноша и разочарование в себе приводит к тому, что Трис просыпается, подходит к зеркалу и…подстригается? Вы серьезно? Каким образом главную героиню сподвиг сон об убийстве родственников на обрезание волос? Если режиссер хотел привязать тот факт, что у Вудли еще до съемок была короткая прическа, то подобное решение, мягко говоря, не удачное. По мне так, Роберт Швентке мог изначально ввести в сюжет героиню со стрижкой, а не убивать логику в первые же 20 минут, заполняя хронометраж ненужными никому действиями. К слову, самШвентке, на мой взгляд, довольно талантливый режиссер. Хоть его роль в киноиндустрии не столь заметна по сравнению с мировыми именами, но наличие в фильмографии таких картин, как «Жена путешественника во времени», «Рэд» и «Иллюзия полета» говорят многое о его профессионализме. Здесь же он показал себя как ведомый своей командой руководитель. Что касается ШейлинВудли, то меня смутило её постоянное выражение отвращение на лице. Будто бы она весь фильм ест протухшие овощи и ей нестерпимо хочется уединиться. Ни тревоги в глазах, ни радости на лице. Полное безразличие, переплетенное смерзотным отвращением. Наша перекаченная актриса безупречно сыграла человека, страдающего несварением желудка.

Вернемся к повествованию. После тревожного сна, мы узнаем, что Трис и её спутники спрятались во фракции Дружелюбие, где насилие категорически неприемлемо. Бурный характер героини нарушает покой жителей деревни, а также приводит к ним фракцию Верных. Как только группа запрыгнула на поезд, в силу вступает новый план: добраться до пристанища Отвергнутых и разработать стратегию по уничтожению Джанин, главу страны и фракции Эрудитов. На месте выясняется, что в убежище «безфракционных» лидирующую позицию занимает мать Фора. Сдается мне, на кастинге в момент подбора актера на роль Эвелин, смотрели куда угодно, но только не на претендентов. По залу в момент драматичного знакомства с матерью героя прошел гул заливистого смеха. Конечно же, не без моего участия. Мало того, что Наоми Уотс в фильме выглядела моложе своего сына, так она и вовсе не сыграла роль матери. Такое ощущение, что её значение в ленте вообще проскользнуло мимо зрителя. Окончательно добил зал любимое хобби Эвелин: ненавязчивое желание наблюдать ночью за своим ребенком. Жутковато, правда?

Тем временем Джанин пытается открыть волшебную коробочку с посланием из прошлого. Естественно, так просто загадку не решить. Чтобы познать “тайны мудрейших”, Джанин требуется идеальный дивергент, который пройдет все испытания пяти фракций. Иначе говоря, 100-й дивергент! Все, что я описала выше – завуалированная обрисовка зрелищного блокбастера. На деле же мы видим героиню, не сумевшую сдвинуться с мертвой точки в своем развитии. Трис не возглавляет отряд, не является символом свободы, не продумывает стратегию битвы и, в конце концов, не пытается объединить фракции против единственного врага. Впрочем, как и её возлюбленный. Фор, вечно мечущийся и отвергающий собственную мать, не способен взять под контроль свои чувства, ослабляющие с каждой секундой его личность. Он готов в мгновение ока прийти на помощь Трис, жертвуя народом, который, как нам объясняется, подчиняться должен ему. Оба харизматичных персонажа прогуливаются по фракциям и выясняют личные отношения, вместо того, чтобы выполнить заданную цель. То же касается и антагониста, Джанин. Вместо того чтобы хоть как-то обустраивать город, она оставляет его в разрухе на 200 лет и направляет все усилия на то, чтобы распахнуть завесу тайны. Город в упадке. Нет никакой инфраструктуры, все дома обросли мхом, ото всюду веет смрадный дым. Лишь одно продолговатое здание, кричащее о своей принадлежности к правительственной организации, стоит в середине хаоса. Это цивилизация? Как директория может распределять кого-то на фракции, когда они не в состоянии возобновить нормальную жизнь для жителей?

Но самое смешное я оставила напоследок. Будь главные герои немного умнее и послушали изначально человека, который желал им рассказать все, что происходит вокруг, лента приобрела бы краски. По сути мы видим серую картину, насыщенную переизбытками чувств и потерявшую логическую цепочку событий. Я не говорю, что Швентке усугубил и без того печальное будущее фильма. Нет. Я считаю, что режиссер во многом уступал сценаристам, в числе которых находился и автор книг. По крайней мере, он пытался. Пытался выжать из обреченного на провал каплю великолепия. Именно поэтому события развиваются на фоне прекрасных и реалистичных пейзажей, сопровождаемых воинственной, волнующей музыкой.

В целом, «Инсургент» – красивый и донельзя скучный фильм. Короткие картинные бои в вперемешку с публичным признанием в любви приводит в сомнения о выборе жанра ленты. Ключевой момент картины, жирно подчеркнутый создателями, связь между сознательным и бессознательным Трис, толком не раскрыт. На фоне всей суматохи персонажей прослеживается выгодное отсутствие логики. Мы можем наблюдать за тем, как офицер спокойно прохаживается в одиночку на вражеской территории и отчаянно стреляет в поезд, а также в другие металлические конструкции. Мы можем посмеяться над глупостью авторов в сцене с поиском самого дивергента. Когда фракция Верных нашла избранную группу, командир достал прибор, определяющий, на сколько процентов принадлежит человек к тому или иному братству. Здесь я поняла, что искать хорошее в безнадежном – пустая трата времени. Как можно примыкать к одному лагерю на 10%? Если я дружелюбна, скажем на 15%, то кем я являюсь остальные 85%? Почему тогда я вообще принята в эту фракцию? То есть сама лента нам тонко намекает, что рассортировка людей – фарс. Все равно каждый человек является разносторонним. Но, если это так, тогда не кажется ли вам, что сам сосуд разбивается на осколки от такой оплошности?

Мне нечего добавить по поводу «Инсургента». Я знала, на что шла и понимала, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Пожалуй, единственную мораль, которую я вывела из огромного количества шлака, посыпанного на меня, так это то, что нужно слушать людей. Даже если вам человек неприятен. Это не значит, что он недостоин внимания. Возможно, что вы недостаточно радушны. Будьте собой и смотрите по сторонам.