Фильм для кинокритиков?

Для многих «артхаус» трактуется как оригинальное кино с витиеватым сюжетом, странными чередующимися кадрами и сопровождающей музыкой. Но это не так. Хоть этот жанр и не для широкой аудитории, все же есть те авторы, которые доказывают обратное. Том Форд сделал артхаусное кино доступным и максимально понятным для зрителей. Можно сказать, что режиссер-дизайнер расширил представления о жанре как таковом.

Фильм основан на романе-бестселлере Остина Райта «Тони и Сьюзен». Сьюзан Морроу неожиданно получает от бывшего мужа, с которым не виделась много лет, рукопись его дебютного романа «Под покровом ночи» с просьбой его прочесть. Книга рассказывает о семье математика Тони Гастингса, с которой, по воле случая, случается страшная трагедия. Увлекаясь написанным ужасом, Сьюзан переосмысливает былые отношения, находя с каждой страницей все больше намеков и загадок, адресованных общему прошлому.

Картина была снята известным дизайнером Томом Фордом. Его первый фильм «Одинокий мужчина» (в главной роли Колин Ферт) был номинирован на премию «Оскар» и стал фильмом года по мнению киноакадемиков «AFI Awards». Как и всякому деятель моды, Тому Форду присущи отменный вкус и педантичность к деталям. Режиссер не ограничивается рамками одного жанра. В ленте присутствует достаточно напряжения, граничащих с отвратительными сценами. И несмотря на то, что основная прослойка фильма – интеллектуальная, о смысле зритель, возможно, задумается после просмотра. Лента не показывает сцены жестокости и изнасилования, ему достаточно психологической пытки как над героями, так и над зрителями. И последнее, явно хуже физической боли.

«Под покровом ночи» – это три связующие истории. Прошлое, настоящее и написанное. И хоть все истории абсолютно разные, общие параллели в них присутствуют. Книга отвечает на те вопросы и требования, которые были заданы когда-то его женой.  Эдвард в выдуманном мире описал историю собственного альтер эго, превосходящего прототипа в силе духа и характере. Признаваясь в любви бывшей жене Сьюзан, он и отталкивает её из-за вины в прошлом. И настоящее, играя так называемым вакуумом, принимает во внимание сделанные выводы, которые могут повлиять на будущее.

Чем больше зрителю открываются причины расторжения брака, тем яснее становятся мотивы Эдварда. Автор книги приводит несколько объяснений этим действиям, давая возможность принять на рассмотрение любое из них. Если говорить проще, что бы зритель не выбрал, он будет прав, но так и не узнает об истинных намерениях автора.

И здесь стоит сказать о концовке. Я не скажу, как закончился фильм, а лишь отмечу, что его начало и конец плавно переходили с эмоционального повествования на интеллектуальное. Живая сатира в отвратительной ипостаси раскрывает сущность тщеславного и фальшивого мира деятелей искусств.

История любви, жестокости и мести, где последнее играет главную роль. Мотивация от полученного горького опыта в прошлом на собственное произведение и желание признания от того, кто когда-то стоял на ступень выше. Все это раскрывается на фоне еле скрывающего безумия на темных дорогах Техаса и дополняется почти стерильным монтажом, чтобы в результате вызвать визуальное наслаждение. Перфекционизм автора тем прекрасен, что даже в самых неприглядных эпизодах и отвратительных минутах, Том Форд все равно воспевает красоту.