Президент Крымской Академии журналистики о международной научно-практической конференции в Алуште «Будущее Евразии: интеграционные и дезинтеграционные процессы, выбор стратегий развития(политико-медийный дискурс)» и не только.

      С 27 сентября по 1 октября  2017 года под эгидой  АНО «Академия журналистики» в Крыму состоялась международная научно-практическая конференция  «Будущее Евразии: интеграционные и дезинтеграционные процессы, выбор стратегий развития (политико-медийный дискурс)». Корреспондент «АЖ» встретился с Валерием Таказовым, Президентом Академии, доктором филологических наук, профессором.

– Валерий Дзантемирович,  почему столь масштабный международный проект было решено провести  в курортном городе Алуште?  Ведь до этого подобные мероприятия проводились, как правило,  в мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге и столицах стран Содружества Независимых Государств. Наверняка здесь скрывается и политическая подоплека?

–  Я не вижу ничего необычного в том, что мы выбрали местом проведения конференции Симферополь, где состоялось открытие, и Алушту как площадку  для дискуссий и выступлений известных ученых, а также для представления презентаций и мастер-классов. Во-первых, штаб-квартира Академии  расположена в Алуште, во-вторых, сейчас время IT-технологий, когда интернет-пространство объединяет людей со всего мира. Другими словами, в Зимбабве или в Алуште за компьютером одни и те же программы, позволяющие людям общаться онлайн и быть на одной волне. Здесь главный вопрос –  кто находится за монитором.  Находясь в Крыму, мы одновременно имеем возможность общаться со всеми континентами. Век информации и  бурного развития технологий не оставляет нам выбора: надо соответствовать духу времени.  Между тем,  те же технологии стали опережать  современность настолько, что интеллектуальные круги всерьез стали опасаться искусственного интеллекта. И это не парадокс, а реальность.  Что касается второго вопроса, сегодня  политический аспект  проглядывается  везде:  дома, в быту, в общественном транспорте, в соцсетях. Так было всегда: только боялись признаваться в этом. Сказать, что  форум  нацелен на  определенные политические  выводы, не могу.   Наша задача заключалась в обсуждении проблемы  создания единого информационного поля  стран СНГ, а без анализа политической ситуации  невозможен объективный дискурс. Вы согласны со мной?

– Да, соглашусь.  Мое любопытство  объясняется тем, что  после возврата Крыма в российское пространство  СМИ  до сих пор пестрят информацией о санкциях со стороны многих зарубежных стран…

–  Форум не ставил целью подвергать анализу события трехлетней давности. Вместе с тем, большинство гостей, в силу разных причин, впервые увидели  Крым после его возвращения в родную гавань.  Научные круги, среди которых известные политологи, экономисты, журналисты своими глазами лицезрели  российский Крым и теперь могут  давать объективную оценку нынешней ситуации на полуострове.   Крымской  интеллигенции также  было бы  весьма полезно послушать выступления  докторов наук, профессоров из  Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Калининграда. К сожалению, не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда крымская профессура не проявляет интереса к форумам столь высшей пробы.   Одно дело, слушать эфир, смотреть видео, другое – быть свидетелем современных  реалий.  Классическая  российская   педагогика всегда отличалась  правдивостью, как говорят в народе, «вещи называли  своими именами». Правда, в последнее время и в вузовской практике стали происходить изменения, которые, на мой субъективный взгляд, приносят больше вреда, чем пользы.  Этим новшествам   в образовательной среде также  был посвящен ряд  докладов и панельных дискуссий. Всем было  интересно знать, как обстоят дела  в области развития  науки в Евразии.

–  Крымская интеллигенция не проявила интерес к Форуму?

– Можно сказать, что нет. И в Симферополе, и в Алуште не дождались ученых кругов, политиков и общественных деятелей полуострова. Исключением является Крымский инженерно-педагогический университет, сотрудники которого во главе с ректором Якубовым Чингизом Февзиевичем, не только  откликнулись, но и приняли активное участие в дискуссиях.   Известные в России мастер-классы  под управлением докторов наук из Санкт-Петербургского государственного университета, в целом  не нашли, местного  слушателя. Это говорит о том, что Крым нуждается не только в строительстве дорог, поставках оборудования, но, больше всего, в интеллектуальной, гуманитарной помощи. Система образования, методы функционирования вузов оставляют желать лучших времен.  Среди крымских участников конференции были десять студентов и магистров и одна выпускница школы. Это уже радует.

ВАЛЕРИЙ ТАКАЗОВ: «ПРОЦЕСС ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ»

–  Не могли бы конкретизировать  свое  замечание по теме новшеств в образовании? 

– Я говорю про те изменения, которые в последнее время расшатывают стабильное научное и образовательное пространство. На мой взгляд, продолжающийся процесс укрупнения вузов происходит в таком темпе, что  многие научные школы  исчезли  из орбиты  высшей школы.  Университеты из года в год  сокращают академические центры по причине отсутствия финансирования со стороны государства. О какой педагогической и научной  мотивации  говорить молодому поколению, если заработная плата доцента  у той же молодежи вызывает смех?  Люди, которые посвятили себя науке, воспитанию поколений ученых, сегодня переведены на четверть или полставки от зарплаты.  Профессура вынуждена читать лекции где угодно, лишь бы обеспечить элементарный материальный достаток в семье.   Думаю, процесс обезличивания высшей школы не закончился. Не удивлюсь, если в ближайшее время  станут закрывать кафедры и институты в продолжение реформ 2010 года. Почитайте высказывания сотрудников вузов про реформы,  и вы не раз встретите весьма пространные статьи о развале высшего образования.

В 2003 году  Россия присоединилась к Болонской декларации «Зона европейского высшего образования», позже прошли реформы минобразования и минвуза с введением ЕГЭ,  с реорганизациями и укрупнениями, а где результат?  Отдельные  вузы теперь ставят вопрос о переводе многих лекционных программ в систему онлайн – ведь так можно больше сэкономить и сократить больше профессоров. Главное, все здравомыслящие люди понимают, что экономить на образовании чревато последствиями.  Студент-отличник стал редкостью. Нравственность и вуз – эти понятия  всегда  дополняли друг друга.

– Да, утешительного мало.  Вы тоже противник ЕГЭ?

– Да. Я всегда был против ЕГЭ. Что с того, что вуз принимает документы, а не живого человека? Так можно немого принять на отделение хорового пения.  Мы перестали работать с талантами, именно работать. Как это делали мои учителя в осетинской школе селения  Лескен, где я родился. Спросите сегодня любого студента фамилию  декана и большинство из них не ответят. А я помню и чту память о том времени, когда  Дзоблаева Вера Дзамболатовна, Хоранова Дзабида Афаевна, Кцоева Алета Темболатовна, Хоранова Нина Исаевна, Аршиева Лидия Афакоевна  душу вкладывали в нас!  А что говорить об учителе от Бога, Хидирове Рамазане Батырбековиче, который  вел уроки по истории так, что мы забывали про перемену. Когда чувствовал, что мы с трудом улавливаем тему на русском языке, он переходил на родной, дигорский диалект, прекрасно зная, что это нарушение: на родном диалекте учить запрещалось.  А сегодня электронный вариант умственных возможностей вчерашнего школьника стал основным показателем!  В вузовской практике тоже не до студента. Мои коллеги часто говорят, что от нас требуется столько бумажной отчетности, что забываем про студента вовсе. Раньше была одна задача – учиться настоящим образом. Стать специалистом. Приносить пользу себе и обществу. А сегодня – компетенции, профили, модули…  А результат? Сами ответьте.

КРЫМСКАЯ ПЛОЩАДКА – ЛУЧШАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

–  Цели и задачи форума  были достигнуты?

–  Наряду с программными вопросами представители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Челябинска и Алматы  высказались за  открытие в Крыму Евразийского центра с Патриотическим  парком  при нем.   Эту идею поддержал ряд музеев РФ, среди которых  Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге и  Региональное представительство Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил.  Главный акцент по этому вопросу принадлежит  генеральному  директору ООО «РЭО «Сервис», руководителю Первого Санкт-Петербургского бизнес-инкубатора, Бойцовой В.В. и заместителю председателя Союза промышленников и предпринимателей Крыма Красненкову М.А.. В частности, они  отметили, что Центр  должен стать источником культурных и научных инвестиций в регион, стать своего рода инкубатором идей, стать центром общения научных кадров, студентов и бизнеса,  местом разработки не только стратегий, но и трансфера технологий не только для Крыма, но и в целом для России.

Что касается самой тематики,  безусловно, крымская площадка в который раз доказала, что   является лучшим местом проведения подобных мероприятий. Участники с большим вниманием слушали доклады и вели дискуссии. К примеру,  выступления  таких известных ученых, профессоров  из разных городов и стран,  как  Воссоевич А.Л. («Православно-мусульманское взаимопонимание как основа Евразийского единства на постсоветском пространстве»), Сурыгин А.И.(«Роль межпарламентского сотрудничества в интеграционных процессах Евразии»), Пыж В.В.(«Доктрина управляемого хаоса и современная Россия: идеология и технологии»), Тулупов В.В. («Медиаобразование на постсоветском пространстве: опыт, проблемы и перспективы»), Барлыбаева С.Х. («Информационная  парадигма  Евразийской  интеграции») и другие, могли бы оказать определенную методическую помощь коллегам из полуострова. Несмотря на широкую огласку о форуме на официальных  сайтах и в социальных сетях преподавательские круги проигнорировали наше мероприятие. Вот  это проблема. Ее надо решать постепенно.

– Но как? Выше Вы говорите о развале высшей школы…

– Во-первых, я говорил о публикациях на эту тему, повторюсь: о развале высшей школе. Это констатация факта не развала самого образования, а наличия такого мнения среди общественности. Кстати, о внимательности и умении слушать интервьюера тоже говорили на форуме… Вернемся к вопросу. Нужна академическая мобильность в вузах, обмен лекторскими группами между Крымом и университетами материка. Нужны курсы повышения квалификации с обязательным приглашением практиков из ведущих вузов страны. Двадцатилетие украинизации крымского образовательного пространства дает о себе знать. Но это не может быть причиной, чтобы  перестать совершенствовать знания, быть не только лектором, но и педагогом. Последнее не менее важно.

–  Спасибо, Валерий Дзантемирович, за интервью.  Надеюсь,  мы еще не раз обсудим актуальные  вопросы современного образования.

– Мы немного отвлеклись от основной темы, но если задуматься, то начинать говорить о вузовской практике нужно еще со школьного образования, но это уже отдельная тема. Спасибо и Вам, коллега!

Виктория Шпаковская,  журналист (Симферополь-Санкт-Петербург).