Главные вопросы сферы туризма обсудили крымские эксперты отрасли с представителями органов власти и юристами на второй видеоконференции, которая состоялась во вторник по инициативе Минкурортов РК. Речь шла о том, с какими сложностями сталкивается индустрия гостеприимства, какие шаги для её поддержки разрабатываются и что нужно сделать уже сейчас.

Ситуация с распространением коронавируса затронула все сегменты российского туристического бизнеса. В Крыму туротрасль является одной из основных бюджетообразующих сфер региона. И она оказалась в числе наиболее пострадавших, поскольку ни в какой другой деятельности нет жесткого запрета с 28 марта по 1 июня на оказание услуг, подчеркнул министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. Поэтому сегодня представителям индустрии гостеприимства и органов власти важно объединиться и разработать комплексный антикризисный план.

«Меры поддержки должны быть четкими, адресными, понятными и, самое главное, эффективными, над чем сегодня мы и работаем с профессиональным сообществом. Именно санаторно-курортная и туристическая сфера для Крыма сможет стать тем, наверное, единственным механизмом по выводу экономики региона из кризиса, потому как вокруг себя она запускает большое количество смежных видов деятельности. Поэтому крайне важно все эти меры выверить», – уверен глава Минкурортов.

Правительство России по поручению Президента страны уже приняло ряд первоочередных мер поддержки отрасли и сейчас продолжает разрабатывать дополнительные инструменты финансовой помощи. На уровне республиканской власти также идёт активная работа по максимальной помощи представителям серьезно пострадавшей из-за пандемии сферы туризма, подчеркнул министр.

«Меры поддержки должны быть разделены на федеральные и региональные. В федеральные органы мы все необходимые документы уже отправили и ждем реакции, подкрепляем взаимодействие с коллегами из Ростуризма и Минэкономики России. А то, что касается региональных, будь то налоговые каникулы или некие послабления с точки зрения оплаты услуг ЖКХ, какие-то дополнительные банковские сервисы или кредитные механизмы – всё это отрабатывается по заданию Главы Республики Крым. В ближайшее время всё будет обсуждено с ним, и все механизмы будут выверены и представлены. И наша задача сделать так, чтобы участие в этих механизмах было понятным и эффективным», – сообщил Вадим Волченко.

Однако многое, подчеркивает глава Минкурортов, зависит сегодня и от самих участников индустрии гостеприимства. От того, как им удастся сохранить свой бизнес, наладить взаимодействие с туристами и проработать дальнейшую кампанию по привлечению гостей после снятия ограничений, во многом зависит сезон-2020.

Масштабная рекламная компания Крыма – это то, о чем нужно думать уже сейчас, отмечает глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе, руководитель туроператора «Кандагар» Борис Зелинский.

«Рано или поздно карантин закончится, и регионы будут бороться за тех туристов, которые смогут выйти из карантина без серьезных финансовых потерь и захотят поехать на отдых. Сейчас необходимо рассмотреть возможность вливания финансовых и медийных инструментов, чтобы потом вести эффективную рекламную компанию Крымского полуострова. Чтобы она была результативной, нужно проработать логистическую составляющую, чтобы как можно больше жителей разных регионов могли добраться до нас без пересадок. В этой связи надо активно работать с авиакомпаниями, предлагать им какие-то льготные тарифы на наземное обслуживание в аэропорту, проработать вопрос увеличения дотаций. Также важно поддержать нашу железную дорогу, чтобы она имела возможность поставить дополнительные поезда, – считает Зелинский. – Если этот вопрос не проработать, то мы рискуем недополучить туристов, поэтому необходимо бзаниматься этим уже сейчас».

Министерство курортов и туризма Крыма совместно с Ростуризмом прорабатывают этот вопрос, заверил Вадим Волченко. Но сейчас важно делать это не только силами органов власти, но и с участием всех представителей профессионального сообщества.

«Крым – это регион, который всегда славился курортами, связанными с восстановлением функций верхних дыхательных путей, а сейчас мы видим, прежде всего, распространение заболеваний этого профиля. Поэтому надо уже сегодня подумать, и мы бросили такой клич участникам туриндустрии Крыма в нашу профессиональную онлайн-группу, чем мы можем привлечь отдыхающих», – добавил министр.

Бесспорный «козырь» Крыма – это эффективное и результативное оздоровление, подтвердила советник руководителя Ростуризма Елена Лысенкова. Как только в стране улучшится эпидемиологическая обстановка, в первую очередь оживёт именно внутренний туризм, поэтому Крыму необходимо уже сегодня раскрывать свои конкурентные преимущества.

«Мы работаем над подготовкой летней компании и очень надеемся, что ее можно будет развернуть и на федеральных каналах, в первую очередь это – Крымский полуостров. Нам на руку играет то, что мы ожидаем этапность выхода из сложившейся ситуации: в первую очередь будет стартовать внутренний туризм и уже потом, с большим отставанием, международный, – сказала Лысенкова. – Мы понимаем, что с учетом болезни, которая распространилась в мире, люди в первую очередь будут заинтересованы в оздоровительном отдыхе, который на территории нашей страны никто, кроме Крыма, предложить не может. Поэтому мы уверены, что это найдет отклик
среди нашей потенциальной целевой аудитории».

Руководители отелей и объектов санаторно-курортного комплекса попросили рассмотреть возможность государственной компенсации зарплат сотрудникам, отмены платы за НТО (экскурсионная деятельность), снижения тарифов на коммунальные платежи и ресурсы сроком на полгода, отмену налогов на 6 месяцев, возможность получения юридической помощи при общении с гостями, которые хотят срочно вернуть средства за неиспользованный отдых, а также расширение мер поддержки. Кроме того, участники конференции обсудили и уже проверенные антикризисные механизмы.

Какой бы сложной ситуация не выглядела сейчас, исторический опыт показывает, что индустрия путешествий умеет сравнительно быстро восстанавливаться после кризисов. Пока эксперты осторожны в прогнозах о времени выхода туризма из коллапса, поскольку оно напрямую зависит от снятия ограничений, а пока ограничительные меры в России не отменяются. Но они единодушны в том, что после долгого вынужденного пребывания дома люди захотят путешествовать еще больше, чем прежде. Поэтому сейчас, как никогда, представителям туристической отрасли необходимо научиться договариваться с потребителями, чтобы по окончанию пандемии всем вернуться к полноценной работе, уверен председатель Московской коллегии адвокатов Александр Молохов.

«Здесь страдают все стороны и надо соблюсти баланс интересов, – подчеркнул Молохов. – Надо понимать, что когда заканчиваются форс-мажорные обстоятельства, возобновляются обязательства. Поэтому необходимо вести диалог с потребителями и призывать их потерпеть до конца мая. Надо объяснить им, что пока ситуация неясная, но отельеры рассчитывают на сезон, и предложить им, например, разнообразные льготы, повысить статус пребывания, предоставить какой-то бонус. Каждый отельер знает эти тонкости и прекрасно умеет их применять».