Эпидемия коронавируса меняет мир, и каким он будет после прекращения пандемии точно не может предсказать никто. Ясно одно: успех будет у тех, кто сможет заранее подготовиться к социально-экономическим изменениям, кто в период карантина, несмотря ни на что, закладывает фундамент для дальнейшего развития.

Крым, как и любой другой регион России, уже серьезно пострадал от карантинных мер – и коснулось это, прежде всего, сферы предпринимательства. Малый и средний бизнес на полуострове, в большинстве своем, связан со сферой туризма. Все задают вопрос: а какой будет в Крыму туристический сезон и будет ли он вообще? Стоит ли готовиться к приему туристов?

На эти и другие актуальные вопросы мы попросили ответить и.о. руководителя Крымского отделения МОО МСП «Новая Формация» Михаила Красненкова.

– Михаил Александрович, сразу главный вопрос: состоится ли в Крыму туристический сезон?

 – Уверен, что да. Понятно, что туристы поедут к нам не с 1 июня. Но, я надеюсь, уже в июле можно будет приезжать в Крым, а в августе будет пик сезона. Конечно, все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Но есть и позитивные факторы для развития внутреннего туризма в Российской Федерации – зарубежные курорты вряд ли будут доступны в этом году.

– Готовится ли крымский бизнес к приему туристов?

– Для крымских предпринимателей нынешний карантин – это уже третий форс-мажор за 6 лет. В 2014 г. был переход на российское законодательство и другие принципы работы бизнеса, в 2015 – 2016 гг. – блэкаут, из которого бизнес выходил почти полгода. Сегодня я наблюдаю у многих предпринимателей некоторую растерянность и апатию. Хотя бизнесмены – это всегда активные люди, но сейчас, к сожалению, я часто вижу, что люди сидят, сложа руки, и ждут.

– А что, по-Вашему, в нынешней ситуации может сделать предприниматель?

– На самом деле – много чего. Сейчас есть время подтянуть разные мелкие недоработки, то, до чего не доходят обычно руки. Это может быть какой-то мелкий ремонт, наведение порядка на складе или, хотя бы, в своей голове. Например, можно усовершенствовать свой сайт, продвигать страницы в соц.сетях, задуматься о более эффективной рекламе и маркетинге.

Но самое главное – сейчас есть время для выработки новых стратегий. Вот как я сделал в самом начале карантина: сел, расписал все направления бизнеса и проекты, систематизировал все, обозначил стратегические цели и практические задачи. И сейчас уже начал двигаться по четкому плану к осознанным целям.

– А что конкретно сейчас можно стратегически запланировать в бизнесе?

– Любой предприниматель заинтересован, прежде всего, в клиенте. Нет клиента – нет бизнеса. И после карантина для всех остро встанет вопрос: где взять клиента, как его привлечь? Мы же должны понимать: принцип «И так приедут» уже не сработает. Он, кстати, в последние годы уже гораздо меньше стал работать. Турист стал более требовательным и менее расточительным. А после карантина – так тем более, все приедут в режиме экономии. Поэтому, как и чем привлечь клиента, надо думать именно сейчас. А не тогда, когда все туристы пройдут мимо вас к вашим конкурентам.

Я рекомендую двигаться по трем стратегическим линиям: 1) повышение уровня сервиса; 2) новые туристические услуги и продукты; 3) программы лояльности.

– О крымском сервисе ходят легенды…

– На самом деле – это уже устаревшие стереотипы. Сервис у нас в последние годы значительно улучшился. В сфере общепита, например, я часто вижу такую картину: там, где был «шалман» еще 3-4 года назад, сейчас уже скатерти на столиках, цветочки, опрятные вежливые работники. Но нужно двигаться дальше, совершенствовать работу персонала, придумывать маркетинговые «фишки», оказывать дополнительные и сопутствующие услуги.

– Программы лояльности – это Ваша тема. Ведь Вы – организатор проекта «Лояльный Крым». Скажите, в связи с карантином он не остановился?

– Как раз наоборот – активизировался. Ведь на сегодняшний день – это для крымского бизнеса уникальный шанс привлечь внимание клиентов. Что будет интересовать туриста, приехавшего в Крым после карантина? Конечно, как получить максимум услуг за меньшие деньги. Поэтому, я считаю, именно скидки, бонусы, программы лояльности в новых условиях могут реально привлечь клиентов в торгово-сервисные предприятия Крыма – в отели, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, парки развлечений и т. д.

Те, кто это понимает сегодня – становятся участниками программы «Лояльный Крым», которая на данном этапе работает для держателей Единой карты петербуржца. А это, на секундочку, почти миллион жителей Питера и Ленобласти.

На сегодняшний день в Крыму и Севастополе согласие стать участниками нашей программы дали более 50 предприятий, заключено 42 договора.

 – Что это за объекты?

– Это отели Ялты, Алушты, Судака, Николаевки, парки «Крым в миниатюре», парк аттракционов «Дримвуд», несколько больших ресторанов, сеть быстрого обслуживания «АвтоКафе», магазины косметики, салоны красоты. Мы работаем только с января 2020 г., но к сезону планируем, что участие в программе «Лояльный Крым» примут более 200 торгово-сервисных предприятий Крыма.

– Участие в программе бесплатно?

– Да, бесплатно. И в этом тоже уникальность предложения наших партнеров из Санкт-Петербурга. Но при этом они выдвигают определенные требования. Например, наличие сайта – обязательно. Каждый объект проходит процедуру согласования в Питере, и я считаю это правильно – ведь в проект должны попасть лучшие.

– Как питерцы узнают о наших программах лояльности и какие возможности открываются перед крымским бизнесом?

– Вместе с Санкт-Петербургским государственным предприятием «Центр информационного сопровождения» у нас разработана комплексная PR-стратегия. Запланированы пресс-конференции в Санкт-Петербурге на правительственном уровне, системная работа с питерскими СМИ, наружная реклама, а также много разнообразных и интересных маркетинговых ходов. Уже создан и работает сайт проекта: лояльныйкрым.рф  Все эти возможности открываются перед Крымскими предприятиями, участниками программы “Лояльный Крым” совершенно бесплатно.

Наша задача: чтобы обладатели Единой карты петербуржца уже в мае-июне получили максимум информации о том, где в Крыму их ждут скидки и программы лояльности. Они смогут планировать свой отдых и маршрут путешествия еще находясь в Санкт-Петербурге, исходя из тех возможностей, которые мы им предложим.

При всех равных условиях клиент всегда выберет объект со скидкой.

Поэтому в 2020 году Крым должен стать максимально лояльным.

– То есть, по сути, проект «Лояльный Крым» будет после карантина для многих предпринимателей спасительной соломинкой. Ведь развернется настоящая «битва за клиента»…

– Совершенно верно. А участие в программе «Лояльный Крым» позволит его участникам привлечь туристическое, а, как следствие, и инвестиционное внимание, оттянуть значительную часть питерских потоков на себя.

Более того, мы будем проводить PR-кампанию и в Крыму. Даже если держатель Единой карты петербуржца не узнает в Питере о крымских скидках и бонусах, то, когда он приедет в Крым – мы донесем до него эту информацию.

– Хочу поблагодарить Вас, Михаил Александрович, за интервью и от всей души желаю удачи во всех начинаниях Вам и Вашей команде.

– Спасибо. Очень рад, что Академия журналистики не остается в стороне и всегда поддерживает наши проекты.

Интервью провел А. Яковлев

Михаил Красненков