Фото с ресурса grandfleur.com

В ситуации кризиса, вызванной пандемией коронавируса, сфера туризма и гостеприимства пострадала больше всего. Однако, как показывает практика предыдущих кризисов, туристическая отрасль достаточно быстро умеет восстанавливаться. Например, после финансового кризиса 2008 года упали продажи стандартных турпакетов. Но туроператоры переориентировались на более экономные варианты, а сами туристы стали искать возможности экономить на транспорте, проживании – но все равно устремились на отдых   и наполнили отели.

Эксперты РБК рассказали о том, как изменится сфера туриндустрии, куда поедут российские туристы и что нового придумали отельеры и туроператоры.

Поедут или не поедут?

Большинство специалистов туристической отрасли считают, что долгое пребывание дома будет стимулировать людей к путешествиям еще больше, чем это было до кризиса.

Так, Юнис Теймурханлы, владелец отеля «Гельвеция» (Санкт-Петербург), говорит, что анализ pick up отчетов свидетельствует о сумасшедшем отложенном спросе на путешествия. «Потому что люди, находясь в самоизоляции, оценили эту невероятную потерю свободы и путешествий. А учитывая тот факт, что туризм из некой роскоши еще 15 лет назад превращается в повседневную потребность людей, путешествие становится такой же базовой потребностью, как и обычный досуг».

«Если честно, мы даже в растерянности, но Pickup reports впервые у нас фиксирует заявки на 2023 год. У нас даже политики ценовой пока нет. Это говорит о том, что путешествия в отдаленной перспективе обретут вторую жизнь в системе ценностей, и люди будут относиться к ним очень трепетно, как к чему-то вновь обретенному», — рассказывает Ю.Теймурханлы.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, отмечает: «Сейчас делать прогнозы — дело неблагодарное. Мы не понимаем потребительского поведения наших клиентов после окончания коронавируса. Подавляющее большинство должно переболеть коронавирусом, тогда этот кризис пойдет на спад. Когда из каждого утюга продолжают говорить, что вы должны самоизолироваться, человек будет обеспокоен тем, готов ли он потратить деньги, чтобы продолжать жить по тому плану, по которому жил до коронавируса. У нас большинство жителей страны жили от зарплаты до зарплаты, что-то откладывали, брали даже кредиты, чтобы поехать отдохнуть».

Директор по маркетингу турагентства «Декоратус» Римма Лазунова считает, что первым, как обычно, восстановится VIP-туризм, а средний класс выйдет из кризиса потрепанным. «Большая часть бизнесменов сейчас вынуждены сами спасать свой бизнес и сократить поездки до минимума. Именно они составляли костяк среднего класса для компаний, специализирующихся на FIT-туризме» – отмечает эксперт.

Тем не менее, на вопрос поедут или не поедут россияне отдыхать после снятия ограничений, эксперты в один голос говорят: поедут.

«Люди с любым бюджетом будут путешествовать: в соседнюю деревню, город или на другой конец света – в зависимости от финансовой возможности» – подвел итог дискуссии Ю.Теймурханлы.

Кто продержится до осени – снимет все сливки

По мнению экспертов, еще рано говорить о похоронах турбизнеса.

«Думаю, что индустрия выйдет из карантина изрядно побитой, но не в нокауте, и колоссальный отложенный спрос ни у кого не вызывает сомнений», — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

По мнению специалистов, осенью следует ожидать оживление рынка: те предприятия туристической отрасли, которые переждут несколько кризисных месяцев, уже в сентябре-октябре получат достаточное количество клиентов.

Как сказал вице-президент Российской гостиничной ассоциации, директор филиала Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин, «тот, кто продержится до осени, снимет все сливки и получит наибольшую загрузку».

При этом потенциальные клиенты туристических фирм сегодня разделились на две категории: 1) те, кто хочет все-таки отдохнуть этим летом; 2) те, кто выжидает и переносит сроки отдыха на осень, на год или на неопределенное время.

Как подчеркивает коммерческий директор парк-отеля «Орловский» (Москва) Алена Надточих, отельеры сегодня, в основном, не занимаются долгосрочным планированием, а стараются ежемесячно корректировать бюджет и расходы. «Отелю необходимо быть очень гибким, как в политике продаж, так и в политике планирования расходной части», — отмечает А.Надточих.

Эксперты подчеркивают, что в отельном бизнесе выиграет тот, кто готов играть вдолгую, кто сохранит свое позиционирование на рынке и штат.

Специалисты отмечают, что вынужденное безделье отельеры должны использовать для преобразований, развития и планирования роста. Так, в парк-отеле «Орловский», например, во время карантина начали строить город мастеров. Как подчеркнула А.Надточих, «мы надеемся, что это вызовет дополнительный интерес у всех сегментов рынка, привлечет частный сегмент, расширит линейку услуг».

Многие отели – не только в столице – сегодня прорабатывают бизнес-процессы, ищут возможные драйверы и точки роста.

«Я разговаривал с отелем в Крыму. Они открыты, у них есть несколько клиентов, которые остались в самоизоляции на побережье. Они полностью сохранили работников, никого не уволили, переориентировали на доставку, на гастрономический кластер, на возможность развиваться ресторанам, на клининг, программы какие-то переориентируют на дополнительный доход. Но даже в таком режиме дольше 1 июля им продержаться невозможно», — рассказывает Игорь Бухаров.

Где искать туристов?

Кроме оживления туристической индустрии к осени 2020 года, эксперты отмечают рост спроса на внутрироссийский туризм.

По информации интернет-ресурса бронирования Tutu.ru, 24% клиентов планируют отпуск провести в России. По данным некоторых опросов, число россиян, которые в этом году намерены отдохнуть на отечественных курортах достигает 70%.

Однако перспективы внутреннего туризма участники рынка оценивают по-разному. «Мы пока не знаем, готовы ли будут наши сограждане поехать по стране и поменять тот сервис, который был в Египте и Турции, на сервис побережья Кавказа и Крыма», — рассуждает И.Бухаров.

Вице-президент Национального туристического союза Инна Пехова говорит, что именно на внутренний туризм делают ставку российские туроператоры.

 «Опрос, проведенный в Европе, показал, что практически все резиденты не планируют путешествовать за границу в ближайшие 6-9 месяцев, только внутри страны. При этом главные критерии выбора поездки, которые прозвучали, — это безопасность, гибкие условия бронирования с возможностью бесплатной отмены и переноса дат, а также яркие эмоции» – отмечает эксперт.

Она также подчеркивает, что в туристических регионах страны идет активная подготовка к сезону, обучается персонал, формируются новые туристические продукты. «Причем создаются туры не те, которые были раньше — обычные и привычные сити-брейк, а принципиально другие. Многие и не знают, что у нас в стране есть такие интересные маршруты и экспедиции. И я уверена, что при грамотном преподнесении этого продукта спрос на Россию и внутренний туризм обязательно будет» – говорит И.Пехова.

Эксперты говорят, что выездной туризм в этом году будет сильно ограничен. Это зависит не только от ситуации с коронавирусом в России, но и от ограничительных мер, вводимых зарубежными странами. В первую очередь уменьшится спрос на турпоездки в Китай, США, Италию и Испанию.

По оптимистическим прогнозам туроператоров, в середине лета туристов смогут принять такие страны как Греция, Марокко, Черногория. Более сдержанный прогноз указывает на частичное восстановление рынка мировой туриндустрии к середине осени при условии отсутствия новых волн пандемии. Пессимистически настроенные участники рынка говорят, что докризисные показатели отрасли будут достигнуты только через несколько лет и ситуация будет развиваться неравномерно в разных странах.

Поэтому отечественные эксперты утверждают, что именно внутренний туризм в России станет самым востребованным у тех, кто захочет отдохнуть без риска для здоровья.

Для многих туристов будут актуальны экотуры, туристические походы, отдых на природе, а также пребывание в кемпингах. По мнению специалистов, нас ждет новая романтизация палаточного и дикого отдыха.

В России, с ее богатейшими природными красотами, такой вид отдыха вполне может получить новую жизнь.

Новые правила игры

Пандемия COVID-19 внесет значительные изменения в туриндустрию. Специалисты отмечают, что серьзно изменятся и правила въезда и выезда, а также сам формат пребывания на отдыхе.

Туристам нужно уже привыкать к паспорту здоровья, иммунному паспорту – документам, которые будут необходимы путешественникам за границей.

Для многих стран туризм является главным источником доходов, и сейчас они решают как им создать условия для приема туристов – сначала своих внутренних, а затем из других стран.

В Испании, например, на пляжах собираются ставить искусственные барьеры, чтоб обеспечить социальное дистанцирование, говорят о создании специальных зон Covid Free. В Италии и Греции проектируют кабинки из оргстекла для установки на пляжах.

В Израиле разрабатывается особый стандарт для отелей, регулирующий их работу в условиях пандемии. В Турции ввели программу сертификации отелей из 132 критериев, чтобы убедиться в их соответствии нормам гигиены и правилам социального дистанцирования.

В Египте предполагают запустить туристическую отрасль при условии заполнения отелей на 25% и вводят обязательные медицинские справки для сотрудников и отдыхающих.

«Туриндустрию, по-видимому, ждут новые правила «игры» — получение имунных паспортов, вакцинация, изменение визовых правил и введение карантинных мер. Пока что ситуация сильно напоминает гадание на кофейной гуще из-за своей неопределенности. Возможно, что создадутся некие альянсы стран. Этим путем сейчас пошли Австрия, Сингапур, Австралия, объявив о создании особых условий перемещения между этими странами для своих граждан», — говорит Р.Лазунова.

«Весь мир сейчас вводит паспорта здоровья. Для их получения отельеры должны соблюсти определенные условия по дезинфекции, пересмотреть работу персонала, организовать принятие безналичной оплаты, плюс подтвердить соответствие ряду других критериев. То есть, выбирая, скажем, место размещения, турист уже на каналах бронирования видит информацию о том, что данный отель безопасен и прошел эту систему сертификации. Данная система уже работает в Сингапуре и Турции, нас это тоже ожидает», — уточняет Пехова.

Возможно, будут пересмотрены и правила страхования для выезжающих за рубеж, кто-то откажется от практики кредитов на отдых.

«Отдых не станет привилегией люкс, но, уезжая, человек должен понимать, что у него должны быть деньги, чтобы вернуться: что есть опасность разорения компании, страховки и риск заболеть», — считает Игорь Бухаров.

Эксперты также отмечают, что в условиях карантинных мер в России может получить распространение практика долгосрочного планирования путешествий. Она характерна для европейцев, многие из которых в конце текущего года покупают авиабилеты на все личные поездки до конца следующего года.

Перелистнуть этот год

Вынужденная пауза для туристической индустрии — это время для преобразований, развития и планирования.

Эксперты единодушны в том, что после окончания пандемии число туристов будет расти очень быстро. Субъекты рынка, которые к осени 2020 года будут во всеоружии, обязательно получать значительный туристический поток уставших от изоляции россиян, стремящихся сменить обстановку и готовых к новым впечатлениям

Для них будет актуален, прежде всего, внутренний туризм: курорты Крыма и Краснодарского края, Алтай, Карелия, Байкал.

По мнению экспертов, уже этим летом самыми ходовыми будут недорогие туры для массового сегмента.

А пока субъектам туриндустрии надо набраться терпения и подождать. Как отметил Ю. Теймурханлы, «должно пройти время, надо сесть, отметить Новый год, перелистнуть этот год пандемии, ведь кризис зачастую в головах. Когда все поймут, что коронавирусный год ушел, что пора перестраиваться, уйдет и стигматизация».