Автор Виктор МЕХОНЦЕВ

Весной 1974 г. Киевская киностудия имени Александра Довженко снимала в Алуште художественный широкоформатный фильм в жанре музыкальной комедии «Поцелуй Чаниты».

«Варьете» в… Алуштинском главпочтамте

Да-да, так оно и было. Напротив главпочтамта, в фильме изображавшего «Варьете», участок центральной набережной и берма (бетонная площадка рядом с пристанью) стали огромной съемочной площадкой. На ней и разворачивались главные события киномюзикла «Поцелуй Чаниты», снятого по мотивам одноименной оперетты Юрия Милютина и Евгения Шатуновского.

Красавица Чана Рамирос (актриса Лариса Ерёмина) вместе с тремя друзьями приезжает в свой родной город Сан-Лоренто, чтобы собрать средства на поездку на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Уже в дороге (съемки на шоссе Алушта – Судак, вблизи нашего города) с ними происходит ряд забавных случаев и неожиданных встреч.

Услышавший пение Чаниты на площади перед «Варьете», его владелец, богач Чезаре (Александр Горелик), плут и мошенник, стремящийся стать мэром, предлагает ей буквально златые горы за любовь. Но для начала во время сбора средств студентов на поездку только за поцелуй Чаны дает немалую сумму.

И тут закручивается интрига. Обо всем узнает певица из варьете Анжела (Алевтина Евдокимова), на которой Чезаре обещал жениться. В посудомойку Аниту (Наталья Дрожжина) влюбляется друг Чаниты и Пабло – студент Рамон (Феликс Пантюшин). Чезаре нанимает сыщика-детектива Кавалькадоса, к делу подключается и глуповатый префект полиции. Друзей Чаниты сажают в тюрьму. Их освобождение возможно, если Чана выйдет замуж за Чезаре. Но на свадьбе вместо нее под фатой оказывается Анжела. Зло наказано, народ ликует, а студенты выходят на свободу и уезжают на Фестиваль…

Сюжет забавен и незатейлив, в чем-то даже наивен, как во многих кинолентах, скажем, французского кино с участием Луи де Фюнеса, Пьера Ришара. Все, в общем-то, предсказуемо, легко и мило. Но в том есть своя, необъяснимая прелесть. И тем приятнее наблюдать за всем, что происходит на экране (узнавая уголки родного города!).

Замечу, что некоторые эпизоды снимали также в переулке на спуске к улице Багликова от храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата (тогда в здании храма располагался «Клуб строителей»). К слову, этот уголок Алушты в разные годы становился съемочной площадкой эпизодов и других фильмов. Вспомните, например, весело бегущего Буратино вдоль ручья. Или «спортсменку, комсомолку» Нину из «Кавказской пленницы», живо спускавшуюся по длинной бетонной лестнице…

Дубль! Еще дубль… и еще…

Съемки фильма – процесс необычайно сложный и интересный, в котором задействовано много специалистов, помимо актеров, главного режиссера-постановщика и кинооператора-постановщика, художника, звукорежиссера, их помощников и ассистентов.

В составе основного творческого коллектива работают режиссеры звуковых эффектов, инженеры звукозаписи, гримеры, художники по костюмам, осветители, постановщики трюков, хореографы, дублеры, каскадеры, участники массовки, сотрудники цехов: постановочного, съёмочной техники, комбинированных съёмок и оружейно-пиротехнического, рабочие и механики…

В отдалении гудит дизель-генератор машины «лихтваген», вырабатывая электроэнергию; в «тонвагене» (специальный автомобиль со звукозаписывающим оборудованием) спецы готовятся к записи звука; на внешности актеров последние штрихи наводят гримеры, оператор дает важные указания кранмейстерам, которые будут управлять операторским краном во время съемки; осветители (художники по свету, «гаферы») устанавливают правильный свет, чтобы он работал на драматургию сцены, которую собираются снимать – создают настроение…

Словом, трудится большущая команда, где каждый знает и четко выполняет свою задачу. И наблюдать за их работой, которая происходит буквально в четырех-пяти метрах, видеть изнутри – КАК создается фильм, для меня лично доставляло огромное, непередаваемое наслаждение: как будто ты сам являешься участником этого увлекательного съемочного процесса.

В центре внимания всех алуштинцев и гостей курорта, которые собирались с утра у главпочтамта, чтобы поглазеть на творческий процесс съемок «Поцелуя Чаниты», был, безусловно, невероятно популярный в то время артист, игравший в этом киномюзикле префекта полиции, – Спартак Мишулин. Люди ловили каждое его слово в перерывах, каждый жест не оставался без внимания зрителей, толпой выстроившихся вдоль огороженной съемочной площадки.

Трудно перечислить все киноработы Спартака Мишулина, начиная с роли оркестранта в фильме «Яблоко раздора» (1962 г). А еще у него была служба в театре, съемки на телевидение. Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, театральной премии им. Станиславского, кинопремии имени братьев Люмьер запомнился миллионам зрителей, как Саид в «Белом солнце пустыни», самый лучший теле-Карлсон и, конечно же, пан Директор из телевизионного «Кабачка 13 стульев».

Вспоминаю, как на съемках «Чаниты», в перерыве после очередного неудачного дубля с проездом поливальных машин, актер, шагая по лужам на набережной, непередаваемой интонацией пана Директора с юмором произнес, обращаясь к коллегам по киноцеху: «Братцы, похоже, мы основательно подмочили свою репутацию!», – чем вызвал всеобщий смех.

«Наградить его ее поцелуем?!!»

Эта фраза из фильма, гневно произнесенная одним из главных героев, студентом Пабло (актер Борис Дьяченко), врезалась в память. А снимали тот крохотный эпизод тоже несколько раз. Даже с небольшим перерывом.

Дубль следовал за дублем. Мы – зрители, каковых столпилось за огороженной съемочной площадкой множество, недоумевали: чего еще не хватает, ведь вроде бы так проникновенно и эмоционально актер произносит эти слова. Но дубли были необходимы, как я сейчас понимаю, для большей убедительности момента. И в этом режиссер Евгений Шерстобитов был верен себе.

За его плечами тогда уже были киноленты, прочно завоевавшие признание зрителей разных возрастов: «Юнга со шхуны «Колумб», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Акваланги на дне», «Туманность Андромеды», «Сокровища пылающих скал», «Только ты» и другие. Выпускник режиссерского факультета ВГИКа 1960 г. (мастерская Михаила Ромма) учился на одном курсе с такими выдающимися в будущем режиссерами, как Василий Шукшин и Андрей Тарковский. Своей работе на киностудии им. Довженко в жанрах детского и приключенческого кино он отдал четверть века.

«Поцелуй Чаниты» стал первым фильмом для выпускника Школы-студии МХАТ 1973 г. Бориса Дьяченко – ныне заслуженного артиста России, который в последующие годы служил во МХАТе, Театре на Таганке, «Современнике», МДТ им. Пушкина. Он ставит свои спектакли как режиссер и преподает мастерство актера в Школе-Студии МХАТ. Много снимается в кино и телесериалах.

Актриса театра Маяковского Лариса Ерёмина впервые снялась в эпизодической роли русской царицы, супруги Иоанна-Бумши («Я требую продолжения банкета!») в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Знойная испанка Чанита стала второй ее киноролью. Ну, а на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, ответ следует искать в судьбе самой актрисы. Сейчас она – магистр в области славянских языков и литературы Университета Южной Калифорнии, имеет свою актерскую студию, живет и снимается в кино в Америке, куда уехала в 1979 г., выйдя замуж за талантливого скрипача Грегори Уэйна…

«И в небольшом эпизоде показать не маску, а характер!» – фраза из одного интервью Феликса Пантюшина ярко характеризует его, как актера. О нем говорят кинокритики: титул «интеллектуального героя» приложим к большей части созданных Пантюшиным образов вне зависимости от их статуса и происхождения. Обаятельный, улыбчивый Рамон – заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан всю жизнь посвятил театральному искусству. После «Поцелуя Чаниты» он снялся лишь в двух фильмах…