Фото с ресурса kleo.ru

На фотографиях 1970-х годов мы можем увидеть людей в брюках, расширяющихся от колена – в знаменитых «клёшах». Мода на них захлестнула весь мир, включая Советский Союз: клеши были дефицитом, в них щеголяли тогда кумиры советских людей – Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Александр Абдуллов.

Но мода циклична, и сегодня брюки клеш представлены у всех известных марок брендовой одежды. Вероника Гудкова на «Ленте.ру» разбиралась откуда взялись клеши, как они вернулись в мир моды и стали трендом 2020 года.

Штаны для спасения матросов

До 19 века мужчины высших сословий в Европе и России носили короткие штаны-панталоны с чулками, а крестьяне и небогатые горожане — портки из простой ткани, которые обматывали ниже колен онучами (полосками ткани) или заправляли в шерстяные чулки.

В начале 19 века мужская часть Европы (кроме низших слоев общества) достаточно быстро переоделась в более удобные длинные прямые брюки. Более широкие брюки встали делать для моряков: в случае попадания в воду, такие брюки можно гораздо быстрее снять.

По-французски широкие брюки моряков назывались cloche, что в переводе означает «колокол». В России, а потом в СССР, это название трансформировалось в «клёш», «клёши» или даже «клеша» (с ударением на последний слог).

Моряки всегда были законодателями мод в вооруженных силах, и широкие штаны стали отличительной чертой матросов-франтов. Интересно, что за ношение чересчур расклешенных брюк морскими уставами предусматривалось наказание. Более того, в море матросам запрещали носить такие брюки – хотя придуманы они были именно для удобства моряков.

Но на берегу матросы щеголяли в клешах, и к 1920-м годам возникла первая мода на такие брюки. В то время женщина в брюках воспринималась как что-то невообразимое. Но на фешенебельных морских курортах Европы модницы стали носить расклешенные брюки и матросские шапочки. Моду на женские клеши, в частности, активно поддерживала легендарная модельер Коко Шанель.

Чапы, джинсы, рок-н-ролл

На современные клеши оказали влияние не только широкие брюки моряков, но и кожаные штаны американских ковбоев – так называемые чапы (от английского chaps). На самом деле, это были не штаны, а кожаные накладки на ноги – что-то типа гамаш, которые закреплялись поверх брюк. Они защищали ноги ковбоев от колючек и во время верховой езды. Чапы были разных моделей, в том числе такими, которые расширялись к низу и накладывались поверх сапог.

Чапы одевались в Америке сверху обычных штанов из плотной хлопковой ткани – то есть джинсов.  И современные клеши начались именно с джинсов.

Некоторые джинсы в США носились поверх сапог – в отличие от Европы, где штаны заправлялись в сапоги. Такой покрой джинсов называли bootcut («под сапоги»), и поначалу они делались кустарным способом.

Но в 1969 году главный мировой джинсовый бренд Levi’s разработал модель 517-Boot Cut Jean, и еще ряд сходных моделей расклешенных от бедра джинс. Эти модели сразу стали популярными у разных неформальных движений 1970-х гг., известных как хиппи.

В компании Levi’s отмечают, что выпуск фабричных джинсов клеш стал ответом на запрос покупателей: маркетологи отметили, что молодые люди и девушки перешивают классику, превращая прямые брюки в расклешенные. Для этого внешний боковой шов распарывали и вшивали в него треугольный клин (часто из контрастной по цвету материи или ткани с принтом), расширявший штанину. Примеры таких «апдейтов» хранятся в архиве бренда.

Впервые неформалы массово – и мужчины и женщины – одели брюки клеш на легендарном рок-фестивале в Вудстоке. Эти брюки стали настоящей униформой неформалов 1970-х, мейнстримом. Разлчные бренды стали выпускать множество модификаций расклешенных джинсов и брюк, в самой разнообразной цветовой гамме. В клешах щеголяли голливудские звезды, участники легендарных рок-групп: — Queen, Rolling Stones и другие.

Стиляги в СССР

В Советский Союз западные новинки моды приходили с некоторым опозданием и, зачастую, вызывали отторжение официальных органов. Но движение неформалов захлестнуло и СССР – а значит, клеши стали также «писком моды».

В сатирических журналах, студенческих стенгазетах и даже в официальных печатных изданиях регулярно выходили карикатуры, высмеивающие лохматых юношей в клешах, которых стали называть «стиляги». Официальные органы подчеркивали, что «нормальные» советские люди, комсомольцы не будут носить расклешенных брюк и мода эта скоро уйдет.

Тем не менее, каких-либо карательных действия против клешей власть не применяла, и такие брюки стали в СССР дефицитом – спрос на них в разы превышал предложение. Молодые люди начали массово покупать клеши  у спекулянтов-фарцовщиков или перешивать обычные брюки так же, как это делали в 1960-е американские хиппи. Желающих было немало: щегольнуть клешами для парня было примерно так же «круто», как девушке появиться на улице в очень короткой мини-юбке. Некоторые расширяли свои штаны до совершенно карикатурной величины.

Мода на клеш поддерживалась в советском кино и на эстраде. Так, в фильме «Служебный роман» в клешах ходит, например, секретарша Верочка (актриса Лия Ахеджакова), хотя ее образ с модными заграничными нарядами подан иронично.

Тем же нонконформистам, которые были готовы рискнуть репутацией, приходилось охотиться за дефицитом,

Клеш носили и кумиры миллионов: Александр Абдулов, Алла Пугачева и мега популярный у народа Владимир Высоцкий. Говорят, Владимир Семенович специально выбирал такой фасон брюк, чтобы визуально увеличить свой небольшой рост – ведь с брюками-клеш модно было носить обувь на толстой подошве и с каблуком.

Новый старый тренд

Мода на клеш ушла в 1980-х гг. Им на смену пришли прямые брюки для делового стиля, сужающиеся к низу джинсы, джинсы-«трубы», приспущенные на бедра, а также суженные брюки и джинсы skinny.

Но клеши до конца так и не ушли из модных линеек одежды. Так, в 2000-х гг. девушкам предлагали носить слегка расклешенные брюки пастельных или ярких цветов, сочетая их с сандалиями на высоком каблуке или на танкетке. Такие модели выпускали ведущие модные марки, например, Gucci и Dolce & Gabbana. Не так давно супермодель Ирина Шейк опубликовала свою архивную фотографию в подростковом возрасте. Юная девушка на любительском снимке запечатлена в нежно-розовых расклешенных брюках. Поклонники модели оставили под фотографией больше полумиллиона лайков за несколько часов.

Во втором десятилетии XXI века постепенное возрождение интереса к расклешенным брюкам началось опять же с джинсового сегмента. В самом начале 2010-х bootcut jeans вернулись в ассортимент популярных брендов — например, Gap. Постепенно из сугубо джинсовых марок штаны перебрались и в масс-маркетные: так, уже пару лет назад женские клеши можно было обнаружить на рейлах H&M. По результатам опроса, проведенного в конце весны 2020 года, брюки клеш вошли в десятку самых популярных женских вещей всех времен.