Автор Анна ГАТОВА

Предпосылки современного вида Единого государственного экзамена были заметны еще в далеких 1990-х годах. Однако, как целостная система ЕГЭ появился лишь в 2001 г. С тех пор жизнь школьников кардинально изменилась. Сдать экзамены на высокие баллы и поступить в высшее учебное заведение мечты – задача не из простых, несмотря на многообразие способов подготовки к письменной работе. От результатов может зависеть ближайшее будущее выпускника школы, поэтому ЕГЭ принято считать важным жизненным испытанием.

“ЕГЭ, словно лестница от школы к высшему образованию, от детства к взрослости. Вот уже 20 лет нет однозначного мнения об этой системе. И даже в педагогической среде есть как сторонники, так и противники единого экзамена. Но истина скрывается, как обычно, по середине. Моё личное отношение к ЕГЭ довольно положительное. Да, сдать его на высокий балл трудно, но возможно. Задания сложные, но у ученика есть два года на подготовку. Это реально? Конечно”, – делится мнением учитель истории и обществознания Татьяна Лейфрид.

Тема школьных экзаменов стала почвой для дискуссий, которые ведутся с начала существования ЕГЭ в России. И пока одна часть россиян ратует за отмену подобного вида выпускного испытания, другая активно защищает составителей экзаменационных материалов. Так, мною был проведен опрос среди 46 учащихся и их родителей: 31 человек высказались против ЕГЭ, и лишь треть опрошенных поддержала формат работы. В большинстве случаев экзамен подвергается критике из-за постоянных нововведений, а также психологического давления, которое возникает вследствие боязни плохих результатов. Конечно, в спорах о роли Единого государственного экзамена в нашей жизни активное участие принимают ученики, которые с головой окунулись в процесс подготовки к ЕГЭ.

“С одной стороны, ЕГЭ – хорошо, потому что по всей стране ученики сдают экзамен в одном виде. Ты уже знаешь, какие примерно будут задания, к чему стоит готовиться, но, с другой стороны, – плохо. Во-первых, зачастую попадаются неравнозначные варианты, здесь всегда присутствует доля везения. Во-вторых, ты должен подстроиться под формат, ведь там нет поля для творчества, на сочинении ты не сможешь проявить себя в полной мере, надо просто соответствовать критериям, чтобы получить хорошую оценку. В-третьих, ЕГЭ – это огромный стресс как для ученика, так и для родителей, но, учителя переживают не меньше, поэтому порою нагнетают, призывая к усиленной подготовке. Но в целом, что есть, то есть, надо просто работать, работать и ещё раз работать, и тогда все задания будут по плечу”, – рассказывает о своей позиции будущая одиннадцатиклассница Анастасия Исмагилова.

Несмотря на недостатки, Единый государственный экзамен имеет преимущества, которые, в первую очередь, заключаются в возможностях. Если до 10 класса школьник не учился на “отлично”, в средней школе у него есть шанс заполнить пробелы в знаниях, подготовиться к ЕГЭ и получить хорошие результаты, а усвоенная информация обязательно пригодится во время обучения в университете. Благодаря результатам ЕГЭ каждый ученик, проживающий на периферии, может поступить в один из ведущих вузов страны. Однако высокие баллы – это огромный труд и ребенка, и педагогов, и родителей, которые вкладывают немалые средства в образование своих детей. Таким образом, ЕГЭ нельзя отнести к категориям “хорошо” или “плохо”, потому что это неоднозначная система, у которой есть определенные плюсы и минусы.