Розничная торговля в России имеет все шансы преодолеть кризис и выйти на рост оборота на 2-2,5% в 2023 году, при этом в 2022 году снижение оборота может составить 8-9%. Об этом ТАСС в преддверии Дня работника торговли сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Он отметил, что в АКОРТ по-прежнему рассчитывают на снижение всего розничного товарооборота по итогам 2022 года в пределах однозначных показателей — на уровне 8-9%.

«Многое для поддержки бизнеса и потребителей уже сделано и делается, поэтому мы рассчитываем, что уже в следующем году рынок выйдет в плюс и покажет рост на уровне 2-2,5%», — сказал Караваев.

Все последние меры поддержки торговой отрасли, например расширение возможностей использовать льготные кредиты, направлены на снижение издержек, что в итоге влияет на цены. Для стимулирования потребительских расходов нужны и широкий выбор товаров, и доступность программ кредитования крупных покупок, и сохранение рабочих мест, добавил он.

Караваев отметил, что мерам адресной поддержки потребителей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, может помочь развитие института фудшеринга — передача торговыми сетями на благотворительность пищевой продукции с коротким сроком годности. Это может сохранить порядка 1 млн тонн продовольствия в год и обеспечить до 50% рациона для 3,5 млн человек.

Сокращение ассортимента

По данным АКОРТ, в первом полугодии общее сокращение ассортимента в сетях — членах ассоциации составило 3-4%, в основном это импортные товары непродовольственных категорий и отдельные продукты питания в ценовых сегментах «средний плюс» и «премиум», например некоторые премиальные алкогольные бренды.

«Доля поставщиков, ушедших с рынка, небольшая: о полной остановке или продаже бизнеса заявили только 14% из работающих на рынке зарубежных FCMG-компаний (производителей товаров повседневного спроса — прим. ТАСС) — порядка 10 компаний. При этом следует учесть, что большая часть поставщиков локализованы в России, имеют здесь собственное производство», — сказал Караваев.

Уже есть примеры выкупа финских пищевых производств российскими собственниками — хлебокомбинат «Коломенское» купил Fazer, компания «Велком» — производителя сыров Valio. В этом случае привычные продукты остаются на полках. Основные категории импорта в продовольственных сетях — это овощи, фрукты и алкоголь. Поставки фруктов и овощей удалось нормализовать в первую очередь, над алкогольной категорией идет активная работа, добавил он.

Преодоление дефицита бытовой химии

По словам Караваева, сегмент бытовой химии и средств персонального ухода действительно пережил резкое временное сокращение — в марте-апреле ассортимент в этой категории сократился на 23%, особенно сильно сузилось предложение стиральных порошков — почти на 33%. Но его довольно быстро удалось восполнить уже в мае — международные бренды перестроили логистику сырья, а сети расширили выпуск товаров под собственными торговыми марками и в сотрудничестве с российскими производителями.

«Сейчас дефицита средств для ухода и бытовой химии в магазинах нет», — подчеркнул председатель президиума АКОРТ.

Переток спроса в онлайн

Люди стали реже ходить в гипермаркеты и супермаркеты — продажи в этих каналах в натуральном выражении снизились в мае-июне примерно на 17% и 13% соответственно. После роста спроса в марте потребительская активность замедлилась, это выразилось в спаде натуральных продаж практически по всем розничным каналам, за исключением мягких и жестких дискаунтеров и «магазинов у дома». Именно эти форматы магазинов активно развиваются и демонстрируют двузначные темпы роста натуральных продаж, отмечают в АКОРТ.

При этом наблюдается резкий рост продаж FMCG-товаров в онлайн-каналах — в первом полугодии он составил 50%, а доля продаж товаров повседневного спроса через онлайн-магазины выросла в два раза, составив почти 7% от общего объема FMCG-рынка. Отдельные категории, например, кондитерские изделия, показывают трехзначные темпы роста продаж онлайн — люди в разы чаще предпочитают заказывать их в интернет-магазинах.

Количество промоакций

По словам Караваева, в марте-апреле поставщики существенно снизили промоактивность в рознице, однако сейчас промо возвращается на привычный уровень. В среднем сегодня на товары со скидкой приходится более 40% продаж, а в некоторых регионах, например, на северо-западе страны, — половина всей выручки. Промоакции играют значимую роль для привлечения и удержания потребителей. Это понимают как производители, так и сети.

Параллельный импорт

Караваев считает, что список товаров для параллельного импорта на данный момент выглядит актуальным и своевременным, более того, он обновляется, отражая необходимость удовлетворения потребностей потребителей в привычных брендах.

«На наш взгляд, было бы уместно временно разрешить параллельный импорт для тех продовольственных товаров, которые сложно заменить локальными продуктами. Это даст возможность российским предприятиям в разумные сроки нарастить производственные мощности или сформировать альтернативные поставки из других стран для полного замещения объемов уходящих брендов», — сказал Караваев.

Со своей стороны компании — члены АКОРТ гарантируют сохранение прозрачности цепочек поставок и предоставления всех необходимых документов, чтобы избежать рисков появления контрафактной продукции, добавил он. 

https://tass.ru