Переход «Пионер-М» из северного в южный порт займет 21 день, за это время судно преодолеет более 2,7 тыс. км по 27 шлюзам Волго-Балтийского и Волго-Донского водных путей. В Севастополе на «Пионер-М» дополнительно установят мобильную лабораторию модульного типа. К научным работам судно сможет приступить в декабре этого года.
Как сообщает Минобрнауки России, проект по созданию судна реализован при участии самого министерства и АСИ, стратегическим партнером выступил центр судоремонта «Звездочка». Стоимость проекта составляет порядка 300 млн руб.
«Приятно видеть, как воплотился в жизнь грандиозный проект по созданию первого в нашей стране научного судна-беспилотника, которое уже скоро займется исследованием Черноморской и Азовской акватории в автономном режиме. В течение шести лет над проектом работало множество специалистов со всей страны, в том числе и студентов – молодых талантов из разных вузов. Общими усилиями им удалось создать великолепный образец судна будущего. «Пионер-М» – это настоящий пионер в своем деле. Я надеюсь, что в ближайшие годы в России появится целая флотилия таких судов, способных проводить перспективные океанографические, гидробиологические и гидрохимические исследования. Уверена, что результаты работы «Пионер-М» выведут российскую науку на принципиально новый уровень», — заявила глава АСИ Светлана Чупшева.
Ректор СевГУ Владимир Нечаев отметил, что в ближайшие годы университет сосредоточится на реализации экспедиционного плана «Пионер-М» по проведению исследований, связанных с экологией приморских территорий Черноморского бассейна и морской археологии. По словам Владимира Нечаева, введение в научный флот «Пионера-М» будет содействовать решению задач морской доктрины России, повышению уровня экологической сбалансированности приморских территорий бассейна Черного и Азовского морей, а также сохранению и популяризации морского культурного наследия региона.
Начало эксплуатации на Черном море судна «Пионер-М» — важный шаг в развитии современной системы подготовки кадров для научных организаций и производственных компаний, чья работа связана с изучением водных пространств России, отметил координатор Ассоциации Плавучих университетов Александр Милкус.
«Сейчас в Северных морях успешно работают Арктический плавучий университет САФУ и Плавучий университет МГУ. На Балтике в формате Плавучего университета работает летняя школа Атлантического отделения Института океанологии РАН и Балтийского федерального университета. Однако, и на юге нашей страны нужны уже «почувствовавшие вкус моря» метеорологи, экологи, морские биологи, геологи. Время показало, что наиболее эффективная подготовка происходит тогда, когда задействована формула «Обучение через исследования», то есть, опыт ребята приобретают в реальной экспедиции на борту Плавучего университета», — рассказал Александр Милкус.