Структурная перестройка экономики, вызванная санкционным давлением, привела к парадоксальным результатам — несмотря на закрытие для российских товаров ряда экспортных рынков, в целом промышленное производство не только не обвалилось, но и продемонстрировало умеренный рост. 

В конце октября Росстат отметил, что индекс промышленного производства в стране в сентябре составил 96,9%, по отношению к тому же периоду прошлого года, и 100,4% по итогам девяти месяцев. В то же время, показатели добычи полезных ископаемых за три квартала выросли на 1,9%, а в категории «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» — на 0,3%.

Есть рост и по отдельным видам деятельности. Так, производство лекарственных средств за девять месяцев этого года (по сравнению с тем же периодом 2021-го) увеличилось на 21,5%, напитков — на 4,1%, а бумаги и бумажных изделий — на 1,3%. По словам директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сейчас стоит смотреть именно на показатели за более продолжительный период, а не сравнивать отдельный месяц с тем же периодом прошлого года.

«Когда проводится экономический анализ деятельности отраслей, то экономисты, как правило, не делают выводы по результатам коротких периодов, например, помесячно (сентябрь к сентябрю, как в данном случае) или поквартально. Если есть длинный ряд, например, три квартала, то наиболее адекватный анализ работы отрасли нужно смотреть именно по этим данным», — объяснил он.

По его словам, многие отрасли промышленности подвержены сезонным колебаниям. Например, в сентябре у предприятия могло не быть заказов, а значит, объем реализации упал. Однако эти заказы могут прийти в октябре, и они компенсируют падение предыдущего месяца.

По словам Остапковича, в промышленности, особенно капиталоемких видах деятельности (например, двигателестроении и авиастроении) нет ритмичного производства. По отрасли в целом лучше смотреть накопительный итог, и тут мы видим, что за девять месяцев промышленное производство выросло на 0,4%.

«Конечно, результат снижения на 3,1% по отношению к прошлому сентябрю — это серьезный показатель, такого не было два года. Но я не стал бы делать фундаментальных выводов и сначала посмотрел бы на результаты за октябрь. Ухудшение ситуации в промышленности в целом объяснимо и предсказуемо — многие отрасли зависят от импортного оборудования. Данные по внешней торговле, к сожалению, теперь закрыты, но по ощущениям, импорт снизился где-то на 30-40%. Это значит, что оборудование, сырье и материалы не поступают, и объемы выпуска в обрабатывающей промышленности снижаются. В добыче также неоднозначная ситуация — на горизонте нефтяное эмбарго и возможный отказ от закупок российского газа», — отметил собеседник портала объясняем.рф.

По его словам, свой вклад в обеспечение роста промпроизводства сделали и усилия по обеспечению войск, принимающих участие в специальной военной операции на Украине. 

Прыгнуть выше пика

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв также считает, что сентябрьские показатели были ожидаемы. По его словам, в 2022-м так складывалась обстановка в экономике. Главным плюсом в начале года была добыча полезных ископаемых, сохранялся высокий спрос на сырье, особенно в первом полугодии. Это и обеспечивало высокие показатели промышленного производства в целом. Но всю отрасль тянули вниз виды деятельности, связанные с использованием импортных комплектующих. Например, автопром падал более чем на 50%.

«Снижение на 3,1% сентябрь к сентябрю не говорит об ухудшении конъюнктуры. Просто у нас была очень высокая динамика промышленного производства, начиная с осени прошлого года, — тогда началось серьезное восстановление экономики (после пандемии). А теперь на эту высокую базу мы получили сокращение производства — где-то на 90%, такая динамика связана именно с этим», — объяснил эксперт.

Что такое высокая база? В сентябре прошлого года промышленное производство в России выросло на 6,8%, это был скачок. И уже с этим показателем мы сравниваем текущую базу. Чтобы ее превысить, необходимо иметь очень высокую динамику. То есть, осенью 2021 года был пик, а теперь нужно его не просто повторить, но и превзойти. 

«Если снять эти сезонные, календарные факторы, то мы получили бы примерно такую же динамику, которая была в августе — совсем незначительное сокращение. Радикально, качественно ситуация не ухудшилась», — отметил Широв.

Такая разная поддержка

Александр Широв считает, что на динамику промышленного производства оказали положительное влияние правительственные меры поддержки. «Прежде всего, это государственные закупки — на нужды обороны и безопасности. Но не только. Сыграли свою роль и традиционные антикризисные меры, введенные в ковидные годы», — рассказал он.

Вскоре же, по словам эксперта, дополнительная помощь понадобится отрасли добычи полезных ископаемых, которая в основном поддерживала все промышленное производство в стране на протяжении года. Ведь начнет действовать нефтяное эмбарго на поставки в Европейский союз, а диверсия на «Северном потоке» резко ограничила возможности нарастить экспорт природного газа. Инфраструктурные проблемы на Восточном полигоне также не дают увеличить экспорт угля. По мнению директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в четвертом квартале все это будет давить на промышленное производство.

Георгий Остапкович, в свою очередь, отметил другие меры поддержки бизнеса со стороны российского Правительства. «Безусловно, Правительство предпринимает определенные меры в этом направлении. Крупному бизнесу предоставляют субсидированные кредиты, налоговые бонусы. Малым предприятиям дают деньги для поддержания численности сотрудников, ведь объем производства во многом зависит от числа занятых на нем людей», — объяснил он.

Кроме того, по его словам, сейчас предприятия меняют логистику, перемещают импорт оборудования с западного направления на восточное. Где-то сделать это удается, где-то — нет. Поэтому пока следует понаблюдать за дальнейшим развитием ситуации.

Объясняем.РФ