31.01.2023 в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от руководства Московской области поступило письмо, в котором предлагается рассмотреть предложения о внесении изменений в законодательство об организации местного самоуправления с целью определить муниципальные сетевые издания в качестве главного источника опубликования муниципальных нормативных актов, а муниципальные печатные СМИ сделать второстепенными и необязательными.
Минцифры РФ обратилось в СЖР с просьбой дать оценку данному предложению.
В связи с этим, Союз журналистов России публикует консолидированную позицию экспертного и профессионального сообщества страны:
— Предложение об изменении порядка опубликования муниципальных нормативных правовых актов является продолжением реформирования печатных СМИ, осуществляемого в Московской области.
— Союз журналистов России выражает глубокую озабоченность в связи с формами и методами реформирования печатных СМИ. Такая информационная политика влечет за собой не только ликвидацию редакционных коллективов, увольнение сотен журналистов и сотрудников СМИ, но и ущемление прав граждан на объективную информацию местного характера, что противоречит базовым принципам Закона о СМИ Российской Федерации.
— Предлагается в качестве главного источника опубликования нормативных правовых актов определить муниципальные сетевые издания, а традиционные печатные СМИ сделать второстепенными и необязательными. Но, стоить обратить внимание на то, что в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации» нет понятия муниципального сетевого издания. Изменение порядка опубликования — не технический вопрос. Это ставит под угрозу ликвидации тысяч газет в регионах страны, высвобождение значительного количества журналистов и работников СМИ.
— Реформа, затрагивающая интересы граждан страны, должна осуществляться с учетом интересов самих граждан, мнением экспертного сообщества, журналистского корпуса, исходя из экономических показателей деятельности редакций СМИ и целесообразности в условиях острого информационного противостояния.
— Законодатель предусмотрел, что первая публикация НПА осуществляется именно в печатном издании, так как гарантий сохранности и использования информации в неизменном виде в сети Интернет в настоящее время нет.
— Делая ставку на распространение информации только в сети Интернет, объявляя газету «технически отсталым явлением, а публикацию НПА в печатных СМИ морально устаревшим видом публикации» чиновники не учитывают потребности и возможности граждан — потребителей информации местного характера, а также социальные и политические риски от высвобождения значительного в масштабах страны числа журналистов и сотрудников СМИ, что значительно повышает угрозу дезинтеграции общества, так как именно местная пресса является площадкой для диалога власти, СМИ и общества.
— Доля финансирования городских и районных газет за счет опубликования НПА существенна. Изменение законодательства в этой части приведет к ликвидации самого многочисленного отряда журналистского корпуса страны, выполняющего важную миссию сохранения традиционных ценностей, формирования патриотической позиции, местной идентичности. Это противоречит принципам государственной политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». А также создает угрозу подрыва системы национальной информационной безопасности страны.
— Не ставя под сомнение право учредителя реформировать издания, необходимость внедрения современных информационных технологий, считаем принципиально важным осуществлять преобразования с участием граждан — потребителей информации, экспертного и профессионального сообщества.
— В случае, если законодательно определят главным источником опубликования муниципальных нормативных актов сетевые издания, а печатные СМИ сделают второстепенными и необязательными, будут нарушены права граждан, которые не имеют возможности доступа к интернету, тем самым они будут лишены конституционного права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти, также данные изменения нарушат права граждан, закрепленные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Аналогичную позицию изложило Министерство юстиции РФ в письме от 16 июня 2017 г. № 08-71886/17 Об использовании официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона №131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Основным требованием, предъявляемым к опубликованию нормативных правовых актов, является критерий общедоступности, предполагающий доступ к распространяемой информации без необходимости применения специальных технических средств. В связи с неравномерным уровнем распространения информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ограниченных возможностей доступа к данной сети некоторых категорий граждан, использование сетевых средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов нельзя признать полностью отвечающим названному требованию. Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты должны быть опубликованы в печатном средстве массовой информации. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления придерживается аналогичной позиции.
Выбор в пользу сетевого издания в качестве единственного способа обнародования муниципальных правовых актов возможен при условии высокого уровня проникновения сети «Интернет» в местное сообщество и (или) обеспечения доступности его использования для большинства жителей муниципального образования, в том числе посредством создания достаточного количества пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных неограниченному кругу лиц (в помещениях органов местного самоуправления, муниципальных библиотек и прочих доступных для посещения местах) (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14, статья 10 Федерального закона от 09,02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
На основании вышеизложенного, считаем, что данное предложение противоречит Конституции РФ, ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023), ФЗ от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.