Отдых в санатории становится все более популярным у россиян. Медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) Михаил Данилов рассказал главному редактору WT о тонкостях статистики, среднем возрасте отдыхающих и новых форматах оздоровления в России.

— Михаил Валентинович, еще лет 8-10 назад количество санаториев в нашей стране стремительно сокращалось. Казалось, над наследием советского курортного дела нависла угроза если не исчезновения, то какого-то прозябания. Но ведь на данное сейчас тренд поменялся. Так, на майские все санатории в КМВ были забронированы чуть ли не марте, на лето тенденция сохраняется… Какими вы видите сейчас процессы в отрасли?

— Сначала проясним ситуацию с сокращением числа санаториев. Дело в том, что уменьшилось число санаторно-курортных организаций в целом, а не конкретно санаториев. Действительно, если заглянуть в статистические сборники РСФСР 1989 года в республике числилось 3410 санаторно-курортных организаций, а в 2022 году в России по данным Росстата 1742, то есть общее количество действительно уменьшилось. Но важно обратить внимание, что санатории в статистических источниках разделены на 3 большие группы – санатории (взрослые), санатории-профилактории и детские санатории. Детские здравницы принимают только детей (реже детей с родителями по системе путевке «мать и дитя»), они почти все бюджетные, сейчас их 509 (Росстат 2022).

Самое большое падение численности санаторно-курортных организаций коснулось категории “санатории-профилактории”. К этой группе относятся разные по размеру и расположению санаторно-курортные организации, среди них есть и такие, что не отличишь от классических санаториев, расположенных в городах-курортах или в курортных местностях (за городом). Однако существенная часть объектов этой категории были небольшими (номерной фонд до 100-150 мест), располагались в городах или ближних пригородах. Это санаторно-курортные организации, которые создавались для предоставления санаторно-курортного лечения работающим гражданам без отрыва от производства, то есть для лечения после рабочего дня, и поэтому их располагали в ближнем доступе к местам производства, предприятия, которые строили их для своих сотрудников. Эта модель изначально не планировалась под рыночные условия, и если материнские предприятия от них отказывались – то такие объекты, особенно малые и расположенные в городах, закрывались. Именно их количество уменьшилось наиболее значительно с 2210 в 1989 году до 403 в 2022-м. А вот, собственно, с санаториями, к которым чаще относятся объекты, расположенные в курортных местностях или городах курортах, и в которые приезжают в период отпуска — ситуация иная. Если опираться на статистические данные то в 1989 м их было 1200, а в 2022 м – 1324.

— Интересно. То есть получается никто не закрылся, и даже добавились санатории?

— Закрытия бывают, но все-таки сейчас крайне редко. Правда, в последние годы мы также видели очень мало открытий. В рейтинге ТОП-100 российских здравниц у нас есть номинация “Открытие года”, и мы каждый год в периоде с 2016 с трудом находили участника в эту номинацию. Но сейчас видны изменения, мы постоянно получаем информацию о старте новых инвестпроектов в санаторно-курортной сфере, и с учетом длительности строительства в 2025-2026 годах нужно ждать открытия сразу нескольких новых санаториев, не считая реновированных.

Вот и получается, что основная группа санаторно-курортных организаций – санатории, которые занимаются длительным санаторным отдыхом, сохранилась. Другое дело, что сохранились они совершенно разного качества. Часть представляет собой давно не реставрированное, не ремонтированное хозяйство, и таких объектов тоже много.

— А еще все эти санатории разного подчинения…

— Да, вообще санаторные организации находятся в разном владении, в разных принципах управления, относятся совершенно к разным организациям. Там есть собственность государства: здравницы администраций регионов, Минздрава, Министерства обороны и множества других ведомств. Достаточно большой блок остается в собственности крупных национальных корпораций: Газпром, Росатом, РЖД… Причем все эти перечисленные объекты часто работают во внутриведомственном заказе (то есть путевки получают сотрудники), а кроме того, выкладывают предложения на рынок. И это замечательно, потому что разнообразие сегментов заказа и спроса позволяет сохранять на плаву стабильно высокий объем востребованности санаторно-курортного лечения – около 7 миллионов человек в год приезжают за лечением в санаторий. И есть коммерческие объекты, которые тоже во многих регионах присутствуют. Когда мы весь разрез видим, то мы понимаем, что отрасль очень разнородная, и у всех свой способ развития. Кто-то серьезно погрузился в рынок, выстроил процесс и обновил инфраструктуру, перенастроил производственные процессы, подходы к качеству сервиса. Что касается медицины, в моем понимании, она достаточно отлажена, хорошо стандартизована и регулируется теми принципами о качестве безопасности медицинской деятельности, которые характерны для любой медицинской организации. Они подотчетны и проверяются. Каких-то серьезных нарушений в этом плане не происходит. А в плане инфраструктуры, в плане номерного фонда, в плане качества обслуживания, отношения к гостю – в этой части у всех по-разному сейчас.

Если подытожить, то во-первых, по загородному, большому сегменту, в принципе, никакого сокращения не произошло. То есть отрасль просто трансформировалась, она дальше развивает вот этот загородный блок. Второе, нет динамики спада по количеству отдохнувших в течение года, если верить Росстату, были лишь какие-то небольшие провалы в районе десятых годов. Однако до 2020 года, пока не произошли известные события с пандемией, это был постепенный, небольшой подъем — на 100-200 тыс в год. 2019 год был рекордный, по Росстату — 6,7 млн человек. В 2020 году был резкий спад – процентов на 40 практически, так как 2 месяца не работали вообще, потом еще 3 месяца просто налаживали работу, потому что везде были ограничения. 2021-й вышел тоже с отставанием серьезным, а в 2022-м, если брать данные по Росстату за 12 месяцев, то девятнадцатый год не догнали только чуть-чуть, на 1,5%.

— А в начале 2023-го произошел скачок?

— Здесь важно, что взлета с обгоном в 2022 году не произошло, фактически вышли на показатели девятнадцатого года. Прошлый год был непростой, то есть была остановка весной, было снижение глубины бронирования, были перераспределения туристских потоков между регионами. Понятно, что регионы с ограниченной логистикой претерпели определенные сложности, прежде всего Крым, конечно. Росстат показывает серьезное падение там – более 20%. Кроме того, по отдаленным регионам еще шло восстановление после ковида. Сейчас в 2023-м действительно на начало года был резкий старт, он показал по России за январь-апрель плюс 15% к девятнадцатому году, причем там и Крым начал догонять, за счет налаживания перевозки и других мер.

— Что сыграло ведущую роль в смене тренда? Ковид, геополитическая обстановка с закрытыми границами или мода на здоровый образ жизни?

— Здесь масса факторов сыграла. Во-первых, это эффект открытия после пандемии, то есть сидели взаперти и вдруг — все, можно ехать! Во-вторых, конечно, блокировка международных направлений, так или иначе люди обратили внимание на внутренние направления. Во-третьих, меры поддержки туризма. Информационная кампания поддержки туризма ощутима, ее видно, пусть она и не всегда в сторону оздоровительного туризма, но в любом случае призывает ездить по России. И конечно, нельзя не сказать про поддержку в виде кэшбэка, эта мера внутреннее направление поддержала реально, она подействовала и сгладила в прошлом году возможные витки спада. Также следует отметить, что стабильность санаторной аудитории сохранялась еще по двум причинам: потому что все-таки аудитория возрастная и потому что она все-таки немного преобладает по женскому составу. В классических санаториях отмечают, что процентов на 10 женщин у них больше. Кроме того, мы понимаем, что на фоне мобилизационных ожиданий возраст и гендерный признак имеют значение. Поэтому осенью, когда в сентябре был приостановка, кэшбэк и специфика аудитории, на наш взгляд, свою роль сыграли. Вот поэтому сейчас интересными с точки зрения прироста будут этот и следующий годы. Насколько произошло перераспределение на внутренний поток раз, и, самое главное, действительно ли произошла переориентация на оздоровительное направление — будет, наверное, по 2023 году видно.

Продолжение читайте здесь https://welcometimes.ru/opinions/mihail-danilov-otdyh-v-sanatorii-samyy-kachestvennyy-vid-otdyha

Фото: санаторий Golden Family (Алушта)