Рассказываем, как творческие люди и проекты «перезагружают» регионы, почему креативные индустрии важны для экономики страны и как регионам реализовать креативный потенциал на своих территориях.

Сектор креативной экономики насчитывает до 16 направлений в зависимости от классификации и включает в себя искусство, дизайн, моду, компьютерную графику, анимацию, разработку компьютерных игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело, журналистику, образование в области креативных индустрий.

В определении UNСTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) креативные индустрии — это синтез креативности, культуры, экономики и технологий. Они строятся на талантах и идеях людей и служат драйвером экономики. Например, недавний всплеск интереса международной аудитории к южнокорейской культуре, музыке и сериалам возник неспроста. С 2009 по 2017 год в Южной Корее работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Этот спецпроект позволил наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок. Экспорт корейских креативных индустрий в 2016 году составил более $6 млрд.

По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), на креативную экономику приходится чуть более 6,1% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), что в среднем составляет от 2 до 7% национального ВВП по всему миру. Например, в Германии совокупный оборот креативных индустрий по итогам 2019 года составил около €174,1 млрд, превысив годовые обороты таких отраслей экономики страны, как химическая промышленность, электроэнергетика и финансовый сектор.

Вклад креативных индустрий в ВВП России, по результатам исследования АСИ, в 2021 году составил приблизительно 4,87%, или более ₽6 трлн, из них 2,3% — разработка ПО. Всего в креативных индустриях страны на тот момент было занято 1,5 млн человек — это 4,7% рабочей силы. Лидерами по вкладу креативных индустрий в экономику являются Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Свердловская и Московская области.

При этом регионы достаточно неоднородны с точки зрения вклада этой сферы в социально-экономическое развитие. Советник гендиректора АСИ Сергей Черкасов отмечает, что пока в России мало регионов с высокой добавленной стоимостью креативных индустрий и им есть куда расти.

В 2022 году правительство РФ утвердило Концепцию развития креативных индустрий, согласно которой долю творческих отраслей в экономике России к 2030 году планируется увеличить до 6%. Для этого планируется использовать сильные стороны, на которых специализируются регионы, и создавать условия для креативного предпринимательства. Но что креативные индустрии дают самим регионам и их жителям?

Вот несколько причин, по которым важно развивать креативную экономику на территориях:

  • повышается инвестиционный и туристический потенциал региона;
  • улучшается качество жизни населения;
  • создаются новые рабочие места;
  • благоустраиваются территории;
  • развиваются другие секторы экономики (общественное питание, уличная торговля, спортивная сфера, логистика);
  • растет стоимость жилья в районе основных точек притяжения.


Такими точками притяжения могут быть, например, креативные кластеры. Они привлекают горожан и туристов и служат площадкой для проявления локального предпринимательства. Сегодня в России насчитывается больше 50 креативных кластеров. Например, Центр современного искусства «Винзавод» в Москве, культурное пространство TEXTIL в Ярославле, творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле — все они сделаны на месте бывших фабрик и заводов. В России более 90% действующих арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов.

По данным АСИ, до 2022 года 80% товаров и услуг в сфере креативных индустрий были продуктами иностранных компаний. В связи с уходом зарубежных игроков с российского рынка для отечественных компаний и предпринимателей, которые занимаются креативным бизнесом, открылись новые возможности. Российские бренды уже осваивают освободившиеся ниши — и это один из основных трендов креативных индустрий на ближайшие годы.

Например, больше 70 зарубежных брендов — производителей одежды и обуви ушли из России, освободив 2 млн кв. м торговых площадей и оставив потенциал импортозамещения в размере 2 трлн руб. Количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе в сфере легкой промышленности, сегодня составляет около 250 тыс. человек, а доходы от деятельности — 720,2 млрд руб. Это на 5,7 и 22,6% больше по сравнению с предыдущим годом соответственно. Таким образом, по итогам 2022 года количество предпринимателей, связанных с легкой промышленностью, восстановилось до допандемийного уровня.

Кроме этого развитию креативной экономики будет способствовать и государственная поддержка. Согласно Концепции развития творческих индустрий, планируется привлекать венчурное и заемное финансирование, внедрять модели государственно-частного партнерства, открывать арт-резиденции, инклюзивные творческие лаборатории, школы креативных индустрий в регионах. Помогать регулировать и развивать креативные индустрии в регионах уже осенью начнет Центр развития креативной экономики.

Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/64d4cfee9a79470ed4fa36ea