В индустрии детских товаров в России задействованы 15 отраслей промышленности и 5 отраслей сферы услуг и сервисов для семей с детьми, представляющими более 500 кодов продукции. Объем рынка товаров для детей в 2022 году составил более 1 трлн 35 млрд руб. (в 2021 году – 974,5 млрд руб., в 2020 году – 832 млрд руб., в 2019 году — 843,4 млрд руб., в 2018 году — 812,2 млрд руб.). Порядка 750 млрд руб. приходится на города с населением от 10 тыс. чел. По итогам 2023 года ожидается рост объема рынка товаров для детей не более 3%, связанный с инфляционным ростом.
Такие данные были озвучены в ходе парламентских слушаний «О законодательной и государственной поддержке индустрии детских товаров в Российской Федерации».
Отмечалось, что, по данным АИДТ, на 1-ом месте в структуре продаж находятся одежда и обувь (34,1%), игрушки (20,5%), товары для малышей (17,8%), канцелярия, школьно-письменные принадлежности и товары для творчества (10,1%).
Доля российских товаров на рынке является одним из ключевых показателей развития индустрии детских товаров.
Плановое значение доли российских товаров для детей на внутреннем рынке на 2023 год составляло 34%, на 2024 год — 35%.
Объем российского производства товаров для детей в 2022 году составил 279,5 млрд руб. (в 2021 году — 235,4 млрд руб., в 2020 году — 228,3 млрд руб., в 2019 году — 241,2 млрд. руб., в 2018 году — 223,9 млрд руб.).
Отечественные производители занимают долю рынка чуть более 30% (в 2020 г. – 27,4%). Незначительное снижение доли обусловлено введенными ограничениями для производителей, в т.ч. экспорта, связанными с санкциями.
Порядка 60% продукции для детей, игр и игрушек реализуется через каналы дистанционной торговли.
Количество участников, занятых производством и торговлей детскими товарами, составляет более 150 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, при этом порядка 100 тысяч организаций осуществляют торговлю на маркетплейсе Валдберриз.
По данным ФНС, юридических лиц, ведущих деятельность в 2022 году в сфере производства, оптовой и розничной торговле играми и игрушками, составила 1614 организаций, из них производителей (код ОКВЭД 32.4) – 563 организации, организаций оптовой торговли (код ОКВЭД 46.49.42) – 615 организаций, торговлей розничной играми и игрушками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.65) занимаются 436 организаций.
В 2022 году мировые продажи игрушек достигли 106,2 млрд долларов. Объем российского рынка игр и игрушек в 2022 году составил 200,1 млрд руб., а это — 20,5% рынка детских товаров, из которых доля отечественных производителей составляет не более 10%.
«Одновременно обращаю внимание на сохранение в течение многих лет системных недостатков, ограничений и нерешенных проблем в сфере законодательного обеспечения поддержки индустрии детских товаров, непосредственно влияющих на обеспечение доступности и качества продукции для детей и недостаточности выделяемых бюджетных средств», — отметил участник парламентских слушаний, депутат Государственной Думы РФ, координатор проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Выбирай своё» Сергей Морозов и предложил отразить в итоговом документе слушаний такие пункты:
- Выполнить поручение Президента Российской Федерации по определению объема и источников финансирования актуализированного плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров на 2020–2024 годы, а также разработать и принять дополнительные меры государственной поддержки отечественной индустрии товаров для детей, которые не нашли отражения в текущей версии плана и, соответственно, в его реализации. Необходимо исполнить данное поручение Президента неукоснительно.
- Чтобы выполнить амбициозные задачи, и не на словах, а на деле обеспечить импортозамещение, необходимо понимать, с чего мы начинаем: провести мониторинг состояния основных фондов и технологического уровня предприятий индустрии детских товаров и выработать эффективную модель по обеспечению технологического суверенитета по критически важным технологиям и компонентам. С учетом разнообразия условий деятельности отраслей индустрии подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, включая разработку комплекса мер поддержки создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров, включая развитие их межотраслевой и межрегиональной кластеризации.
- Проработать меры поддержки создания, распространения и использования цифровых технологий, автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов и связанных с ними продуктов и услуг, включая выделение льготного заёмного финансирования, выдаваемое Фондом развития промышленности на целевую закупку оборудования для цифровой маркировки товаров на продукцию для детей.
- Актуализировать план по импортозамещению в индустрии детских товаров. Отдельным направлением в программу импортозамещения внести те сегменты рынка, в которых доля отечественного производства менее 10% — это товары для детей раннего возраста, спортивная обувь и форма, средства обучения и учебное оборудование, игры и игрушки. Сделать план рабочим документом для профильного министерства, регионов и предприятий промышленности.
«Со своей стороны, готов не просто обсудить, а взять на контроль процесс импортозамещения в индустрии детских товаров, — акцентирует депутат Госдумы Сергей Морозов. — Поддерживаю предложение производителей по исключению детских товаров из Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. №1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза». Предлагаю провести рабочую встречу с Минэкономразвития и проработать этот вопрос. Считаю необходимым совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России поддержать вовлечение субъектов Российской Федерации в стимулирование промышленного развития отрасли и поддержку реализации региональных планов, с софинансированием из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности детских товаров. Нам сегодня необходимы меры, которые станут действенным механизмом обеспечения выхода на новый технологический уклад и независимость от зарубежных поставок отечественной промышленности, работающей в интересах детства», — подчеркивает Сергей Морозов.