ТПП России провела исследование о текущем состоянии семейного предпринимательства в России. Общее количество респондентов составило более 28 000 руководителей компаний из 83 регионов России.
По данным исследования, 74% малого и среднего бизнеса России являются семейными компаниями. Данные исследования показали, что у 57% предпринимателей в бизнесе работают представители 1-го поколения; 36% отметили, что у них работают представители 2-х поколений; в 7% компаниях в бизнесе задействованы 3 поколения семьи. При этом, 52% семейных бизнесов имеют оборот до 500 млн руб. Говоря о вкладе семейного бизнеса в экономику России, стоит подчеркнуть, что:
- 99% фермерской продукции выращено семейными с/х компаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы частными семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания — это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
«По-моему, очень показательные данные, — считает депутат Государственной Думы Российской Федерации, координатор партийного проекта «Выбирай своё» Сергей Морозов. — На самом деле в основе семейного бизнеса лежит доверие. Это весьма актуально для российского менталитета. Зачастую в родственнике уверенности у нас больше, чем в чужом человеке: уж он-то точно не станет пытаться обмануть своего шефа. Семейной компании, в отличие от «рыночной», нет нужды тратить большие деньги на мероприятия по защите от внутренней коррупции. Правда, зачастую доверие в семейных фирмах ценится больше, чем профессионализм, и это нередко может сослужить и плохую услугу.
Семейный бизнес можно рассматривать и как своеобразный социальный лифт, — акцентирует Сергей Морозов. — Амбициозная образованная молодежь не очень хочет работать в компаниях своих родителей, а стремится сразу же попасть в крупные компании с раскрученным брендом, но те не могут принять всех желающих. И вчерашние выпускники начинают применять полученные знания на практике в фирмах своих родителей, а затем, обретя необходимый опыт, могут «подхватить» бизнес своей семьи, то есть, наставничество осуществляется естественным
образом. Это и есть классический семейный бизнес, который передается от поколения к поколению».
В России с ее 20 годами рыночных отношений все это только начинается.