У всероссийской премии винных карт Russian Wine Awards (RWA) с 2024 года появилась новая номинация «Винные дороги России». По замыслу организаторов, она призвана отразить развитие традиций гостеприимства на российских винодельнях, показать, что винный туризм — это очень эффективная и привлекательная составляющая развития виноделия в России.

Как рассказала на пресс-конференции член экспертного совета комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, координатор проекта «Винные дороги России» Елена Порман, премия, которая проходит в этом году в пятый раз, прежде была посвящена лучшим винным картам ресторанов, а теперь жюри будет рассматривать заявки и от виноделен.

«Туризм — очень продуктивный канал развития регионов и экономики, местного малого и большого бизнеса. И многие регионы очень заинтересованы в развитии туристических направлений, поэтому охотно подхватывают идею винного туризма», — подчеркнула она.

Эксперт отметила, что традиции гостеприимства на российских винодельнях выражены в том, что некоторые из них открывают рестораны, что, естественно, предполагает подачу еды и вина.

«К примеру, один из критериев номинации связан именно с подачей местной кухни, то есть ресторан при винодельне должен представлять и пропагандировать локальные блюда. До конца сентября принимаем заявки от виноделен, в ответ направляем анкету из 38 показателей. Это чек-лист с оценками, который винодельня заполняет самостоятельно, проводя своего рода самооценку собственного объекта винного туризма. Оценивается инфраструктура, туристические услуги, организация продажи товаров и услуг. Это очень важно, потому что сегодня туризм должен быть выражен в экономических показателях, за счет его развития мы видим увеличение оборота на конкретном объекте, увеличение прибыли за счет оказания туристических услуг, продажи продуктов, в частности, вина и сопутствующих товаров», — пояснила Порман.

Также оценивается устойчивое развитие: это показатели, которые на винодельне могут быть выражены как поддержание биоразнообразия, окружающий среды, экологичность производства, энергоэффективные технологии, социальные проекты. И последнее — насколько активно винодельня использует информационные ресурсы для продвижения своих туристических возможностей. Жюри выберет пятерку лидеров, один из которых получит от генерального спонсора премии Промсвязьбанка грант 500 тыс. рублей на развитие бизнеса.

По словам Елена Порман, в рамках проекта предстоит, во-первых, определить, что такое объект винного туризма, чем он должен заниматься, какой инфраструктурой располагать, какие услуги предлагать. Во-вторых, в дальнейшем эту информацию необходимо будет максимально эффективно донести и до путешественников, и до турбизнеса. Также будет создан большой информационный ресурс «Винные дороги России».

«Но главное в этой номинации — не столько выделить лидеров, сколько собрать участников проекта „Винные дороги России“, показать, как широко эти услуги представлены на туристическом рынке, насколько винодельни уделяют внимание их развитию. Также важно, что винодельни, заполнив чек-лист и проведя самоаудит, выявляют, по каким блокам им стоит развиваться в контексте туризма, какие цели ставить по развитию инфраструктуры, на что еще обратить внимание для приема туристов. Кому-то требуется дегустационный зал или терраса, другим необходимо проложить дорожку на винограднике, а кто-то поймет, что пора наладить сотрудничество с местными фермерами и предлагать на винодельне их продукцию», — говорит эксперт.

По словам Елены Порман, в итоге соберется пул объектов винного туризма.

«Рассчитываем, что это будет не менее 50 виноделен из восьми винодельческих регионов. Также впервые будут представлены и невинодельческие регионы, к примеру, Омская область. В ноябре подведем итоги», — подытожила Елена Порман.

https://ratanews.ru